Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Добавили 144 млрд: как изменился проект бюджета за две недели обсуждений

Проект бюджета на предстоящие три года в пятницу поступил в Госдуму, за две недели обсуждений в правительстве общих расходов добавилось, а президенту дали возможность распределить 225 млрд руб. в 2018–2019 годах
Сотрудник Государственной фельдъегерской службы России во время доставки коробок с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» из Дома правительства РФ в Государственную думу РФ
Сотрудник Государственной фельдъегерской службы России во время доставки коробок с документами проекта закона «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов» из Дома правительства РФ в Государственную думу РФ (Фото: Артем Коротаев/ТАСС)

Правительство 28 октября внесло в Госдуму финальную версию проекта трехлетнего бюджета, который теперь будет правиться только в ходе парламентских чтений. Как уже сообщал РБК, новый бюджет является, с одной стороны, «мобилизационным» (в части доходов), с другой — бюджетом жесткой экономии (в части расходов). Пакет мер бюджетной консолидации примерно на 70% состоит из «оптимизации расходов и повышения их эффективности», тогда как на меры по мобилизации доходов приходится около 30%, оценивает правительство в пояснительной записке к проекту бюджета. Это должно позволить сократить бюджетный дефицит с 3,2% ВВП в 2017 году до 1,2% ВВП в 2019-м.

Доля нефтегазовых доходов, достигшая в прошлом году 44% в общем объеме бюджетных доходов, продолжит снижаться — с 37,4% в 2017 году до 36% в 2019-м. Заложив в бюджет цену нефти $40, правительство не прогнозирует нефтяных сверхдоходов, которые раньше позволяли наполнять Резервный фонд. «Мобилизация» доходов проявилась в таких решениях, как требование направлять на выплату дивидендов не менее 50% прибыли госкомпаний и ФГУПов (483 млрд руб. поступлений в казну в 2017 году), разовое перечисление Банком России дивидендов по акциям Сбербанка (50 млрд руб.) или дополнительные акцизы на табачную продукцию и электронные сигареты. Сэкономит государство на сокращении некоторых социальных обязательств по индексации выплат в 2017 году: заморожен размер материнского капитала, вновь не будут повышены зарплаты госслужащим и военным, а пенсии военных пенсионеров будут проиндексированы только на 4% (меньше, чем гражданским пенсионерам).

За две недели, прошедшие с 12 октября, когда Минфин опубликовал проект бюджета, до внесения его в Думу, проект претерпел изменения. В целом по сравнению с первоначальной версией расходы на три года увеличились на 144 млрд руб., из которых 59,6 млрд приходится на 2017 год. Прогнозные дефициты в 2017–2019 годах поменялись незначительно, то есть разработчики просто «подкрутили» доходы сообразно слегка возросшим ассигнованиям.

По сравнению с первоначальной версией бюджет 2017 года стал чуть более открытым: закрытая часть (секретные и совершенно секретные ассигнования) сокращена на 100 млрд руб., до 2,77 трлн (17% общих расходов). По итогам 2016 года доля секретных расходов достигнет рекордных в российской истории 22,3%. Секретность 2017 года связана не только с оборонными расходами, включая основные показатели гособоронзаказа, но и с программой государственных финансовых и экспортных кредитов иностранным заемщикам — она тоже засекречена.

В разрезе функциональных направлений самые заметные изменения в ассигнованиях по сравнению с исходной версией Минфина произошли в разделах «Общегосударственные вопросы», «Национальная экономика» и «Национальная безопасность и правоохранительная деятельность». Но если в первом и втором разделах добавилось соответственно 35 млрд и 26 млрд руб., то направление «Национальная безопасность», напротив, уменьшилось на 25 млрд руб. А в 2018–2019 годах на национальную безопасность будет выделено на 230 млрд руб. меньше, чем предполагал исходный вариант бюджетного проекта, опубликованный Минфином 12 октября.

Другое изменение — федеральное правительство собирается выдать регионам в 2017 году только 100 млрд руб. бюджетных кредитов вместо ранее планировавшихся 200 млрд руб. и по сравнению с 310 млрд руб. в 2016 году. Вместе с тем в составе Резервного фонда президента России дополнительно предусмотрено 10 млрд руб. в 2017 году на «непредвиденные расходы <…> для оказания однократной финансовой помощи бюджетам субъектам Российской Федерации», следует из пояснительной записки.

Закон о бюджете предусматривает в 2017 году как минимум 285 млрд руб. зарезервированных бюджетных ассигнований — это те расходы, которые можно перераспределять в рамках указанных в законе направлений без поправок в закон о бюджете. В бюджет 2017–2019 годов включено 16 оснований для такого перераспределения. В том числе около 96 млрд руб. зарезервировано на «совершенствование системы материальной мотивации государственных гражданских служащих», иными словами, на премии чиновникам в соответствии с одним из майских указов президента. 28,6 млрд руб. плюс секретная часть зарезервированы на решения президента и правительства «по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной обороны, национальной безопасности, исследования и использования космического пространства, правоохранительной деятельности, развития оборонно-промышленного комплекса и мероприятий по ликвидации последствий деятельности объектов по хранению химического оружия и объектов по уничтожению химического оружия». По 100 млрд руб. ежегодно зарезервированы на общеэкономические вопросы по разделу «Национальная экономика» для отдельных решений правительства. Как отмечается в пояснительной записке, 100 млрд руб. на 2017 год будут распределены по соответствующим приоритетным проектам в ходе второго чтения бюджета в Госдуме. В частности, на приоритетный проект поддержки малого бизнеса предусмотрено 14,6 млрд руб. из правительственного резерва, на проект «Образование» — 26,6 млрд.

Аналогичный резерв на общую сумму 225 млрд руб. предусмотрен и для отдельных президентских решений в области национальной экономики, но только в 2018 и 2019 годах. В 2016 году в бюджете был сформирован президентский резерв на 342 млрд руб. из замороженных пенсионных накоплений. На следующий год пенсионные накопления опять заморожены, это 408 млрд руб., следует из финансово-экономического обоснования к соответствующему законопроекту. Как они будут использованы, из закона о бюджете и материалов к нему не ясно, но общая открытая часть зарезервированных средств на 2017 год составляет лишь 285 млрд руб. (в этом году — 765 млрд). Получается, что часть замороженных пенсионных накоплений может быть использована по секретным направлениям.

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 15 марта
EUR ЦБ: 93,61 (-0,65)
Инвестиции, 17:45
Курс доллара на 15 марта
USD ЦБ: 85,57 (-1,05)
Инвестиции, 17:45
Рубио указал на разные позиции США и Европы насчет санкций против РоссииПолитика, 22:17
МИД Британии призвал Россию прекратить огонь без каких-либо условийПолитика, 22:14
ФПК «Гарант-Инвест» заявила о реструктуризации по всем выпускам облигацийИнвестиции, 21:48
СКА выиграл четвертый матч подряд в КХЛСпорт, 21:44
Ушаков заявил о внимательном отношении Путина к вопросам в диалоге с СШАПолитика, 21:43
Лукашенко заявил об отсутствии у Путина планов воевать с ЕвропойПолитика, 21:29
Техника SCAMPER: как придумывать новое на основе других идейРБК и Dar, 21:25
Призвание: как найти дело, для которого вы созданы
Интенсив РБК Pro поможет разобраться в себе и прекратить поиски
Подробнее
В России утвердили порядок тестирования детей мигрантов на знание языкаОбщество, 21:18
Где купить квартиру в 2025 году: 5 новых проектов в Москве и областиРБК и ПИК, 20:33
В «Ростове» опровергли информацию о возможной смене владельцаСпорт, 20:33
Хинштейн сообщил о погибшей и разрушенном музее после удара ВСУ по СуджеПолитика, 20:26
Лукашенко предрек поражение Зеленского на выборах президента УкраиныПолитика, 20:26
Зеленский заявил, что курская операция ВСУ «выполнила свою задачу»Политика, 20:13
Как Путин ответил на просьбу Трампа пощадить ВСУ в Курской области. ВидеоПолитика, 20:09