На рынке быттехники и электроники РФ растет число аутсайдеров
Развитие российского рынка электробытовой техники и электроники провоцирует появление все большего числа аутсайдеров среди торгующих компаний. К такому мнению пришли ряд опрошенных РБК специалистов, анализируя наблюдаемый рост и распределение сил на этом рынке.
"Несмотря на то что характер покупок на этом рынке носит долговременный характер, то есть развивается в тенденциях, противоположных высоко конкурентному рынку спонтанного потребления, тем не менее, в этом сегменте потребитель сильно чувствителен к уровню цен, сервису и позиционированию продавца", - считает эксперт РБК Надежда Геращенко.
По ее словам, сегодня этот рынок начинает ощущать здоровый баланс с намечающимся перевесом цивилизованной сетевой торговли против стихийных рынков и мелких "no-name-no-customs-no-taxes" магазинчиков. Если к этому добавить наметившиеся шансы урегулировать таможенное администрирование, то российский розничный рынок электроники имеет все шансы стать реально прозрачным рынком с нормальной конкуренцией и понятным распределением сил. "Именно сейчас начинают обозначаться его устойчивые лидеры", - считает эксперт.
В настоящее время на российском рынке быттехники и электроники выделяются 4 крупнейших игрока: "Эльдорадо" с выручкой 3,4 млрд долл. и приростом за 2005г. в 42%, "М.Видео" (1,202 млрд долл. в 2005г. против 950 млн долл. в 2004г.), "Техносила" с оборотом в прошлом году в 601 млн долл. (прирост 54% за год), завершает четверку торговая сеть "МИР" с годовой выручкой в 450 млн долл. в 2005г., что на 55% превышает показатель 2004г. Однако уже очень скоро, как полагают эксперты, картина распределения сил может сильно поменяться, при этом некоторые нынешние лидеры рискуют как закрепиться на рынке, так и выбыть из "четверки", а то и вообще уйти с рынка как бренд.
И именно 2006 год может стать переломным. По мнению большинства опрошенных РБК экспертов, конкуренция на рынке в текущем году начнет обостряться, подстегиваемая при этом ожиданием экспансии крупных международных сетей электроники. "Еще в 2005г. стали появляться тревожные для ряда игроков рынка сигналы, означавшие, что здесь становится тесно, что место освобождается для агрессивных, активных и грамотных", - говорит Н. Геращенко. Примером тому служит закрытие в середине прошлого года старожила рынка - магазинов сети "Партия". Причины проигрыша "Партии" в борьбе за рынок эксперты видят в ряде стратегических и тактических ошибок, которые компания совершала на протяжении последних лет, в том числе затяжное позиционирование компании как премиального бренда.
"Это срабатывало еще до 1998 года, но стало неуместным после, в период формирования среднего класса россиян. "Партия" отстала от молодых конкурентов: за год у нее появлялось 1-3 новых магазина, и к 2004 году компания располагала 16 супермаркетами в Москве и одним в Санкт-Петербурге. К этому времени у самой динамичной российской "аппаратурной" сети "Эльдорадо" было уже более 600 магазинов в России и на Украине", - отмечают специалисты.
Следующим в очереди на выбывание может оказаться торговая сеть "МИР". Именно ее опрошенные эксперты назвали "слабым звеном" в лидирующей на сегодня четверке. По словам аналитика РБК Валентина Крохина, "ТС "МИР" потеряла свой потенциал, вовремя не сориентировавшись в меняющейся реальности, ее конкуренты активны и далеко ушли вперед при равных стартовых возможностях по времени прихода на рынок и оперированию лишь российскими активами.
Как считают специалисты, удержаться в лидерах компания сможет только в случае применения экспансивных стратегических моделей развития. К таковым, в частности, уже обращаются компании второго эшелона, подпирающие лидирующую "четверку" снизу. Так, региональная и молодая сеть "Эксперт", возникшая в феврале 2004г. в Ростовской области, уже к концу того же года насчитывала 63 магазина в России. В январе 2005г. "Эксперт" совершила еще один рывок, присоединив уральскую компанию «РемБытТехника», состоящую из 36 магазинов в своем регионе. На сегодня компания объединяет 265 магазинов и предполагает, что к концу 2006г. их будет уже 350. Для сравнения – у московской сети "МИР", работающей с 1993г., сейчас 46 магазинов, из них 28 - в регионах.
Экспансия "Эльдорадо" и "Эксперта" обусловлена программами франчайзинга – у первой примерно половина франчайзинговых магазинов, на неклассический франчайзинг (в виде закупочных кооперативов) сейчас делает ставку и "Эксперт". Если же при этом учесть и такие инициативы ключевых игроков, как планируемый "Эльдорадо" ребрендинг на 10 млн долл. и создание гипермаркетов "Электро Плаза", намерение "Электрофлота" развить новую сеть "Технопарк", а также активные заимствования (в виде облигационных займов) казанской сети DOMO и многое другое, то становится понятно, что "бледная" стратегия "МИРа" не позволит компании долго удерживаться среди лидеров.
Среди перечня бизнес-инструментов "МИР" - собственная торговая марка бытовой техники Trony, программы лояльности, а также финансовый инструмент в виде одного облигационного займа на 1 млрд руб. Однако все это нельзя назвать уникальным. Так, private label есть у "Эльдорадо" - марка техники Elenberg, у "Техносилы" — Techno, сети "Электрофлот" принадлежит бренд Bork, а у акционеров "М.Видео" есть собственная производственная компания — ТПК "Бытовая электроника "Сокол". Программы лояльности, потребительского кредитования, различные call- и контакт-центры – все это на сегодня нормальный инструментарий основных игроков рынка электроники и бытовой техники. К внешним заимствованиям, помимо DOMO, прибегла и "Техносила" (1 июня 2006г. планируется разместить облигации на 2 млрд руб.).
Аналитиков также смущает, что "МИР" не пытается актуализировать свою инвестиционную политику, что также невыигрышно на фоне агрессивных конкурентов. Так, "Эльдорадо" пошла путем создания альянса с отраслевым гигантом европейского рынка - Dixons Group. Некоторые сети "второго эшелона" также стараются опираться не только на собственные источники финансирования. Компания "Эксперт", например, создана группой частных инвесторов, а генеральный ее инвестор — оптовая компания "Корсо Трейдинг". Кроме того, дистрибьюторы продолжают создавать розничные форматы. Так, Merlion, образованное от слияния четырех дистрибьюторов, открыло сеть «Позитроника», которая, вероятно, не остановится только на продаже компьютеров. Другой крупный игрок на компьютерном рынке РФ компания Sunrise также включает в ассортимент запущенной в 2004г. сети гипермаркетов «Санрайз-про» бытовую технику.
Но больше всего на российский рынок бытовой техники и электроники может повлиять приход иностранных игроков. Уже в ближайшее время в РФ могут появиться специализированные сети Saturn и Media\Markt немецкой группы Metro. При этом на рынке упорно муссируются слухи о переговорах между Media\Markt и ТС "МИР", что, правда, официально ни той, ни другой стороной не подтверждается. Однако многие эксперты и участники рынка уверены, что в той ситуации, в которой находится эта российская сеть, поглощение иностранным игроком было бы единственным для компании реальным выходом. Так, основной совладелец компании "Голдер электроникс" (бренд Vitek) Андрей Деревянченко считает, что самым вероятным приобретением для Media\Markt был бы именно "МИР": "Они в последнее время отстают от конкурентов, а немцам для агрессивного выхода обязательно придется кого-то покупать". Или быть проданным, или уйти – таков выбор сети "МИР" как еще одного потенциального аутсайдера российского рынка бытовой техники и электроники.