А.Миллер: Это Газпром зависит от европейских потребителей
"Это чисто политическая задача, в том числе направленная против газовых компаний. Но если это так, то надо быть до конца честными и, например, назвать своим гражданам цену достижения такой цели, сообщить им, сколько сотен миллиардов евро придется заплатить из их кошельков для столь же осмысленной борьбы с газовыми компаниями, в первую очередь с Газпромом, как борьба Дон Кихота с ветряными мельницами", - сказал глава Газпрома, выступая на Европейском деловом конгрессе в г.Порторож.
А.Миллер отметил, что, несмотря на то, что XXI век по праву можно назвать золотым веком газа, на пути природных ископаемых к потребителям встали серьезные барьеры, пробиться через которые становится все сложнее. "Законодательство и регулирование, отражая политические и идеологические установки, далекие от экономического рационализма, искажают межтопливную конкуренцию на рынке, ставят природный газ в невыгодное положение", - заявил председатель правления, отметив, что Европа ежегодно выделяет субсидии в десятки миллиардов евро на возобновляемые источники энергии.
"В целом в ЕС декларируется важная цель сокращения выбросов парниковых газов в атмосферу. Для этого предлагают стремительно наращивать выработку электроэнергии с помощью возобновляемых источников посредством их массированного субсидирования из кармана налогоплательщиков. Точные цифры не публикуются, однако анализ косвенных данных показывает, что в 2010г. эта сумма достигла 50 млрд евро. При этом не рассматривают гораздо более обоснованный с финансово-экономической точки зрения газовый сценарий достижения той же самой цели. В нем упор должен делаться на газовую генерацию в разумном сочетании с возобновляемыми источниками энергии. Однако реалии таковы, что инвестиции в газовую генерацию при нынешнем положении нерентабельны", - подчеркнул А.Миллер.
Председатель правления поделился своим видением, какой же способ является экономически рентабельным при сокращении выбросов в атмосферу. "Ответ очевиден - через природный газ в разумном сочетании с другими энергоносителями, в том числе возобновляемыми. Достаточно убрать искусственные преграды, и рынок все расставит на свои места. Мы убеждены, что в газовой отрасли на европейском континенте должен преобладать неконфронтационный, неполитизированный подход, основанный на взаимной выгоде и взаимной зависимости. Недоумение у нас вызывают призывы типа "Долой зависимость от российского газа и Газпрома!". Для начала позвольте усомниться, что поставки четверти потребляемого газа дают основание твердить о некой зависимости. Скорее, это мы зависим от закупок нашего газа европейскими странами, которые обеспечивают нам половину выручки", - признал А.Миллер. "К тому же нельзя говорить о зависимости от экспортера, если поставки осуществляются на экономически обоснованных условиях", - добавил он.
При этом глава Газпрома оговорился, что Россия не собирается вмешиваться в формирование правил игры на европейском энергетическом рынке, однако в некоторых законодательных инициативах ЕС, Газпром "упирается в бюрократическую стену". В частности, рассуждая о нормах третьего энергопакета ЕС, А.Миллер заметил: "Подавая к границам ЕС необходимые рынку объемы природного газа, мы теперь не можем рассчитывать на использование адекватных транспортных мощностей для доставки этих объемов к пунктам сдачи, туда, где газ меняет собственника и вливается во внутреннюю европейскую газораспределительную сеть. Проблема в том, что соответствующие регулирующие органы предоставляют нам лишь половину принимающих мощностей, к строительству которых, кстати, мы имели непосредственное отношение". "Для "Северного потока" это становится реальностью: по нему уже поступает голубое топливо европейским потребителям, но фактически дискриминационная мера препятствует эффективному функционированию газопроводов OPAL и NEL, которые являются составной частью "Северного потока". Логичен вопрос: кто должен нести ответственность за потерю инвестиций и возможный срыв поставок газа покупателям ЕС", - сказал он, добавив, что аналогичная проблема надвигается на "Южный поток". В связи с этим А.Миллер указал, что между Россией и ЕС должно быть подписано соглашение о трансграничных инфраструктурных проектах.
А.Миллер поделился и своим видением перспектив газового рынка. Он считает, что у природного газа есть новые рыночные ниши, в частности использование природного газа в качестве газомоторного топлива. "Это открывает огромные возможности для газовой отрасли, а также создаст конкуренцию моторному топливу на основе нефти. Это, кстати, обеспечит прямую конкуренцию нефти и газа на рынке и сделает бессмысленными предположения о якобы имеющем место расхождении ценовых тенденций на нефть и газ. Газовая революция на транспорте - вот настоящий вызов времени для нашей отрасли. Вот чем действительно надо сообща заниматься для всеобщего блага", - заявил А.Миллер.
Отметим, что опасения А.Миллера имеют под собой реальные основания. Европейские страны покупают все меньше российского газа: если в первом квартале 2012г. поставки Газпрома снизились на 11% по сравнению с тем же периодом 2011г., то в мае 2012г. падение может достичь 20%. Напомним, на сегодняшний день мировые запасы газа оцениваются в 190 трлн куб. м, на долю Газпрома приходится свыше 33 трлн.