Завещание Газпрома: Освоение Штокмана оставят будущим поколениям
Это решение аргументировано тем, что запасы недавно открытого Южно-Киринского месторождения на шельфе Сахалина сопоставимы с запасами Штокмановского, кроме того, оно расположено ближе к рынкам Азиатско-Тихоокеанского региона.
В феврале сообщалось, что Газпром ожидает получить первую продукцию со Штокмановского месторождения в 2020-2030гг. Данный участок не попал в список реализованных проектов на 2020г., а фигурирует только в планах на 2030г.
При этом менеджмент концерна не назвал точной даты реализации, а лишь указал, что время Штокмана наступит после 2019г. или позже - в зависимости от спроса на газ.
Судьба проекта по разработке Штокмановского месторождения до сих пор не определена. Акционеры в течение нескольких лет переносили принятие окончательного инвестиционного решения. Срок действия последнего акционерного соглашения - с участием норвежской Statoil и французской Total - истек 1 июля 2012г.
По неофициальной информации, принятие окончательного инвестрешения может быть перенесено на 2014г. в связи с изменением состава участников проекта. В этом случае добыча газа может начаться в 2019г. Кроме того, принятие окончательного решения тормозит отсутствие правительственного решения по льготам.
В середине января статс-секретарь, заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов сообщил журналистам, что Газпром просит предоставить ему для освоения Штокмановского месторождения налоговые льготы, аналогичные льготам для остальных шельфовых проектов. По его словам, Газпром с такими предложениями обращался в Минфин.
Штокмановское месторождение расположено в центральной части шельфа российского сектора Баренцева моря. Запасы месторождения по категории С1 составляют 3,9 трлн куб. м газа и 56 млн т газового конденсата. Лицензией на поиск, геологическое изучение и добычу газа и газового конденсата на Штокмановском месторождении владеет "дочка" Газпрома - ООО "Газпром нефть шельф". Партнерами Газпрома по реализации Штокмановского проекта являлись Total (Франция) и Statoil (Норвегия). Однако летом 2012г. Statoil вышел из проекта. Также появилась неофициальная информация, что новым участником вместо Total станет Shell.