Сбербанк легко переживет секторальные санкции ЕС
Санкции ЕС будут официально обнародованы в четверг, 31 июля, и вступят в силу 1 августа. Согласно заявлению, опубликованному 29 июля вечером от имени президента ЕС Хермана Ван Ромпея и главы Еврокомиссии Жозе Мануэля Баррозу, российским финансовым институтам, принадлежащим государству, будет ограничен выход на европейский рынок капитала. Граждане и компании Евросоюза больше не смогут покупать или продавать новые акции, облигации или «подобные финансовые инструменты» со сроком обращения более 90 дней, выпущенные российскими банками в госсобственности, банками развития (Внешэкономбанк), их «дочками» и теми, кто действует от их имени.
Пока остается вероятность, что Сбербанк не попадет под санкции, так как государство не является его акционером. 50% плюс одна акция принадлежат формально независимому Банку России.
В любом случае, Сбербанк защищен от санкций лучше, чем какой бы то ни было другой российский банк, говорят аналитики, опрошенные РБК. «У Сбербанка самая сильная база фондирования среди российских банков, опорой которой служат депозиты физических и юридических лиц. Плюс есть очень высокая лояльность клиентов», - говорит ведущий кредитный аналитик S&P Ирина Велиева. Банк финансирует свою деятельность в основном через депозиты, согласна аналитик ФГ БКС Ольга Найденова, соотношение общего объема заимствований к депозитам составляет 109%. «Финансирование Сбербанка через облигации составляет 3,5% активов», - пишет Найденова в одном из своих обзоров.
По оценке аналитиков «Ренессанс Капитал», которая приводится в записке для клиентов, до 2018 года Сбербанку нужно будет погасить 5,5 млрд долл. долговых обязательств, номинированных в долларах, евро и швейцарских франках: менее $2 млрд в 2015 году, около $700 млн в 2016 году и $2,8 млрд в 2017 году. У Сбербанка нет острой необходимости в финансировании в краткосрочной перспективе, говорит Велиева.
«По состоянию на 31 марта 2014 года, Сбербанку, согласно его отчетности по МСФО, предстоит погасить в течение года около 450 млрд руб. по выпущенным долговым обязательствам. Если предположить, что у банка возникнет потребность полностью заместить долговые обязательства сроком до года, то он справится с этим. Для сравнения, на 31 марта объем денежных средств и эквивалентов - то есть самых ликвидных активов - у Сбербанка был почти 1,5 трлн руб.», - говорит Велиева.
Аналитики Bank of America Merrill Lynch также пишут в своем сегодняшнем обзоре, что зависимость Сбербанка от внешних рынков невысока. Прямой ущерб от введения санкций будет ограниченным, но косвенное влияние, наверняка, будет существенным, говорит один из аналитиков, опрошенных РБК. «Системный эффект от уже введеных санкций в отношении ключевых отраслей экономики - нестабильность на фондовом и валютном рынках - несомненно отразится на финансовом результате банковского сектора», - считает Велиева.
В среду, 30 июля, акции Сбербанка на Московской бирже в течение дня находились в зеленой зоне и на закрытии торговались на уровне +0,66%; в четверг, 31 июля, по состоянию на 15.50 они росли на 0,75%. Доходность по еврооблигациям Сбербанка в последние две недели увеличивалась в рамках общего тренда, говорит старший портфельный управляющий GHP Group Федор Бизиков.
Моментального давления на российский фондовый рынок введение санкций в отношении Сбербанка не окажет, полагает начальник отдела анализа рынков «Открытие Брокер» Константин Бушуев. «Во-первых, санкции в отношении Сбербанка не ввели США. Соответственно, он подпадет под европейские санкции, то это будет лишь половина негативного эффекта. Во-вторых, в рынке уже заложены ожидания санкций», - поясняет он.
Кроме того, по словам Бушуева, объявленные Евросоюзом санкции пока выглядят символическими. «Вчера представители ЕС подчеркивали, что в отношении европейских «дочек» российских госбанков санкции введены не будут. А это означает, что санкции могут оказаться бессмысленными. Выпускать новые акции госбанки в ближайшее время не планируют. Основная угроза - это рефинансирование еврооблигаций. Но если посмотреть на уже выпущенные евробонды, то все они идут через европейские «дочки» российских банков - SPV [special purpose vehicle, компании специального назначения]. А значит, против этих инструментов санкции действовать не будут», - объясняет Бушуев. Эмитентом евробондов Сбербанка является SPV-компания SB Capital S.A., зарегистрированная в Люксембурге.
Екатерина Метелица