В российском Goldman Sachs заявили, что время с «десятком IPO» прошло
До конца года на российском рынке могут состояться еще пять-шесть первичных публичных размещений (IPO), допускает глава совета директоров Голдман Сакс Банка, соруководитель московского офиса Goldman Sachs Дмитрий Седов.
По его словам, это число может поменяться. «IPO происходит в определенные периоды времени: в течение года есть четыре окна для проведения международных размещений. Это связано с правилами раскрытия, на которые ориентируются в том числе международные инвесторы. Какие-то окна оказываются более забитыми, а бывают ситуации, когда компания просто не успевает в какое-то окно и передвигает свое размещение на квартал попозже. Никто в реальности не гонится за количеством сделок. Гораздо важнее качество этих сделок и то, какие результаты показывают компании с новым листингом после IPO», — сказал Седов РБК.
Отвечая на вопрос об опасениях инвесторов из-за санкций, Седов отметил, что российский рынок по-прежнему остается относительно дешевым, и это «создает возможность для инвесторов заработать на приближении оценки российских компаний в целом к средним уровням для развивающихся рынков». При этом набор прогнозов — как санкционных, так и макроэкономических — уже отражен в цене российских активов.
В 2020 году на Московскую биржу вышли судоходная компания «Совкомфлот» и девелопер «Самолет», а онлайн-ретейлер Ozon разместил бумаги на NASDAQ и Мосбирже. Еще семь эмитентов разместились на Мосбирже в дополнение к международному листингу: девелопер «Эталон», золотодобытчик «Петропавловск», Mail.ru, HeadHunter, железнодорожный перевозчик «Глобалтранс», сеть медицинских центров «Мать и дитя» и ретейлер O`Key Group. В 2021 году IPO провела сеть магазинов с фиксированными ценами Fix Price. Первый зампред правления ВТБ Юрий Соловьев говорил, что у банка сейчас порядка 10 сделок на рынках акционерного капитала находятся «в активной разработке».
Среди новых потенциальных эмитентов — компании технологического и потребительского секторов, отмечает Седов. Он не считает бум IPO в России неоправданным и рискованным, поскольку «фокус на качестве компаний, выходящих на рынок, очень высок»: «Хотя надо сказать, что существование в качестве публичной компании накладывает много обязательств. Это дополнительные затраты, отчетность. Но в целом процесс подготовки к IPO делает компанию более устойчивой — вне зависимости от того, случилось IPO или отложилось».
По мнению Седова, время, когда на российском рынке «были попытки сделать больше десятка IPO в год», прошло: 10–15 лет назад среди компаний, вышедших на биржу, были те, кому «может быть, и не нужно было пытаться это делать», а сейчас рынок стал более зрелым.