Попросивший о санации брокер столкнулся с первым иском от клиента
Акционерное общество «ГФТ паевые инвестиционные фонды» обратилось с иском к брокеру «Универ Капитал» (ООО «Универ Капитал») и Национальному расчетному депозитарию (НРД), входящему в структуру Московской биржи, следует из документов картотеки арбитражных дел. Иск касается одной еврооблигации Российской Федерации номиналом $200 тыс.
В материалах дела указано, что «ГФТ паевые инвестиционные фонды» просит обязать «Универ Капитал» и НРД в случае погашения евробондов Минфина выплатить держателю бумаги ее номинальную стоимость в размере $200 тыс. и купон в размере $4,5 тыс. «либо аналогичную сумму, исчисляемую в российских рублях, по курсу Банка России на дату перечисления». Согласно данным НРД, погашение еврооблигации, являющейся предметом иска, должно состояться 4 апреля, но Минфин объявил об досрочном выкупе бумаг в рублевом эквиваленте и 31 марта сообщил о погашении 72,4% объема выпуска.
«ГФТ паевые инвестиционные фонды» просит суд обязать «Универ Капитал» и НРД провести сделку по переводу еврооблигации Минфина, принадлежащей истцу. Поручение на эту сделку «ГФТ паевые инвестиционные фонды» передало брокеру 11 марта (в это время торги ценными бумагами на Мосбирже не проводились). Других подробностей сделки в документах суда не раскрывается, РБК направил запрос в адрес «ГФТ паевые инвестиционные фонды» и НРД.
Представитель «Универ Капитала» подтвердил РБК, что «ГФТ паевые инвестиционные фонды» является клиентом компании. Как ранее сообщал брокер, в конце марта, после открытия фондовой секции Мосбиржи, ценные бумаги его клиентов (ОФЗ и еврооблигации) были принудительно проданы в счет исполнения обязательств «Универ Капитала» перед Национальным клиринговым центром (НКЦ, входит в группу Мосбиржи).
«Брокер не отделял активы клиентов от собственных бумаг, все они учитывались на едином счете брокера в НКЦ. Из-за того, что у брокера образовалась задолженность по сделкам, НКЦ принудительно реализовал эти активы для исполнения обязательств брокера и удержал деньги от продажи бумаг», — объяснил РБК член совета Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Алексей Пономарев. Оставшийся без денег и активов клиент брокера в таком случае может обратиться в суд с требованием о возврате как денежных средств, так и принадлежавших ему ценных бумаг, указал Пономарев.
О проблемах брокера «Универ Капитал» стало известно в конце февраля после обвала котировок российских бумаг на Московской бирже и последующей приостановки работы торговой площадки. Как пояснял представитель Мосбиржи, у брокера накопились долги по сделкам, заключенным до 28 февраля. «Универ Капитал» потерял возможность самостоятельно заключать сделки РЕПО (продажа бумаг с обязательством их обратного выкупа) для получения дополнительной ликвидности. Эта функция перешла к НКЦ, который заключал такие сделки по штрафным ставкам и использовал активы клиентов. После открытия фондовой секции Мосбиржи активы клиентов «Универ Капитала» стали принудительно распродавать во исполнение обязательств брокера. После принудительной распродажи «Универ Капитал» попросил Банк России о санации. Регулятор, в свою очередь, отметил, что механизм оздоровления предусмотрен только для страховщиков, НПФ и банков.
Каким может быть исход дела
Отношения брокера и инвестора имеют рисковый характер деятельности по совершению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами, напоминает ведущий юрист Horizon Global Николай Шашин. «При заключении договора брокерского обслуживания необходимо внимательно читать его условия, особое внимание обращая на положения о рисках, а подписав договор, исполнять его не только при получении прибыли, но и при убытках», — указывает эксперт. С одной стороны, ответственность за случившееся лежит на «Универ Капитале», который мог открыть в НКЦ отдельные расчетные коды (сегрегированные счета) для активов клиентов и обезопасить их от принудительной продажи, объясняет эксперт.
«С другой стороны, брокеры должны открывать сегрегированные счета для клиентов, только если клиенты не дают права пользоваться своими активами. То есть, если активы, реализованные принудительно [c единого счета брокера], были предоставлены самими клиентами, это уже относится к экономическим рискам самих клиентов», — отмечает Шашин.
НРД является технической стороной этого процесса, поэтому не может быть ответчиком, добавляет старший юрист юридической компании РКТ Владислав Холодков. По его мнению, убытки можно попытаться взыскать с брокера, если он имел реальную возможность предотвратить какую-то их часть: «Например, довнести обеспечение в НКЦ или не вступать в сомнительные сделки РЕПО». Также можно попытаться взыскать их и с НКЦ, если он действовал недобросовестно или вышел за правила клиринга при установлении ставок по штрафным РЕПО, добавляет Холодков.
Пономарев полагает, что взыскать денежные средства с брокера или НКЦ будет проблематично. Структуры Мосбиржи действовали по регламенту, а агрессивная стратегия брокера не вписалась в текущий рынок, объясняет эксперт. Если «Универ Капитал» обратится с заявлением о собственном банкротстве (о таком намерении брокер сообщил ранее), то его клиенты могут заявиться в реестр кредиторов, продолжает Пономарев. «Но учитывая, что после распродажи ценных бумаг величина задолженности брокера все равно осталась очень значительной, получение денежных средств по результатам банкротства маловероятна», — констатирует член совета АВО.
По собственным данным брокера, «Универ Капитал» обслуживает 2,16 тыс. ненулевых брокерских счетов. Объем клиентских и собственных ценных бумаг, учитываемых в НРД по ценам, сложившимся на 18 февраля, брокер оценивает более чем в 40 млрд руб. Больше половины этих активов составляли как раз проданные облигации федерального займа (ОФЗ) и еврооблигации Минфина.