ЦБ и ФАС утвердили стандарты по раскрытию размера комиссий в банкоматах
Банк России и Федеральная антимонопольная служба (ФАС) разработали для банков единые рекомендации о том, как раскрывать информацию о размере комиссии, взимаемой с клиента при использовании банкомата или платежного терминала. Как сообщает ФАС, стандарт утвержден совместным письмом службы и ЦБ и кроме банков распространяется и на другие организации, оказывающие платежные услуги, — на банковских платежных агентов и субагентов, а также платежных агентов.
Рекомендации подготовлены в связи с поступлением в антимонопольные органы информации о том, что некоторые участники рынка пытаются получить преимущество при оказании платежных услуг гражданам, предоставляя им неточные или искаженные данные о комиссиях. РБК направил запрос в ЦБ.
Рекомендации не являются обязательным к применению документом, ответственности за их неисполнение не предусмотрено, пояснила РБК начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Ольга Сергеева. Но, по ее словам, в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции при информировании о размере комиссии против оказывающей платежные услуги организации будут приняты меры, предусмотренные антимонопольным законодательством.
Ответственности за их неисполнение не предусмотрено. Вместе с тем в случае выявления признаков недобросовестной конкуренции при информировании о размере комиссии, взимаемой с клиента при использовании банкомата или платежного терминала, в отношении соответствующей организации, оказывающей платежные услуги, будут приняты предусмотренные антимонопольным законодательством меры.
С этой целью, пишет ФАС, используются различные психологические уловки, которые делают информацию о комиссиях недоступной для нормального восприятия:
- на дисплее банкомата/терминала информация о наличии комиссии предоставляется только после нажатия на дополнительные кнопки, при этом применяется не бросающаяся в глаза цветовая гамма таких кнопок — например, серого или белого на белом фоне экрана терминала;
- возможность получить информацию обо всех размерах комиссий в зависимости от суммы платежа появляется только в результате нажатия нескольких кнопок;
- информация о размерах комиссии представляется в одном списке в разных выражениях — в рублях и процентах в зависимости от суммы платежа: в меньшем случае указывается сумма в рублях (например, комиссия при пополнении от 100 до 500 руб. составит 25 руб., а при пополнении от 500 до 5000 руб. будет 25%). Так как условия идут в одном списке, потребитель может должным образом не воспринять разницу в итоговой сумме комиссии, пишет ФАС.
«Все эти уловки можно расценивать как стремление владельца терминала/банкомата ввести потребителя в заблуждение относительно стоимости предлагаемой платежной услуги, что может являться проявлением одной из форм недобросовестной конкуренции», — приводятся в сообщении слова начальника управления контроля финансовых рынков ФАС Ольги Сергеевой.
Как ФАС и ЦБ рекомендуют раскрывать комиссии
ЦБ и ФАС предписывают раскрывать всю информацию о комиссии за услугу до начала внесения наличных в банкомат/платежный терминал, говорится в совместном письме. До начала внесения денежных средств потребитель должен быть ознакомлен с информацией о возможности или невозможности возврата наличными внесенных денег, если он откажется от совершения операции. Клиент также должен быть осведомлен, сможет ли о вернуть излишне внесенную сумму.
Среди других рекомендаций ЦБ и ФАС:
- необходимо раскрывать информацию о размере комиссии в полном объеме, используя терминологию, понятную «лицам, не обладающим специальными знаниями в финансовой области»;
- отображать информацию и вознаграждении четким, хорошо читаемым шрифтом на контрастном фоне так, чтобы для ее получения клиенту не требовалось совершать дополнительные действия (переходить по ссылкам, нажимать на кнопки);
- если информацию о размере комиссии нельзя разместить на дисплее в полном объеме так, чтобы для ее получения не требовалось совершать дополнительные действия, то на экране рекомендуется размещать данные о минимально и максимально возможной стоимости услуги. Одновременно там же должна быть размещена кнопка (ссылка) на отдельный раздел меню с полноценными сведениями о размере комиссий за услугу;
- если сумма для внесения известна потребителю заранее, на экране необходимо показывать итоговую сумму для внесения с учетом комиссии. Если сумма неизвестна заранее, рекомендуется получить от потребителя однозначное подтверждение того, что он ознакомлен и согласен с размером взимаемой комиссии, еще до внесения денег.
Люди на такие мелкие недобросовестные действия, как правило, не жалуются, потому что в большинстве случаев это десятки или сотни рублей, но это не значит, что такой проблемы нет, говорит председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП) Дмитрий Янин. Однако, так как документ носит рекомендательный характер, ничего не изменится — в России такой формат скорее демонстрация активности чиновниками, полагает он. Те участники рынка, которые используют подобные уловки, будут продолжать это делать до тех пор, пока документ не станет обязательным для исполнения, резюмирует Янин.
Стандарты по полному информированию клиентов о комиссии за услуги, если им следовать, могут лишить некоторые банки прибыли, извлекаемой из комиссионных платежей, говорит зампредправления Локо-банка Андрей Люшин. Но, по его мнению, такая мера не станет критичной, поскольку клиенты используют банкоматы «чужих» банков преимущественно в экстренных случаях и комиссия в таких случаях не является существенной частью дохода.