Набиуллина ответила Орешкину на критику роли потребкредитов в экономике
Председатель Центробанка Эльвира Набиуллина отреагировала на критику регулятора со стороны министра экономического развития Максима Орешкина. Последний усомнился в эффективности политики Банка России, который объявил, что рост потребкредитов стал причиной роста ВВП в начале года. Министр на это заявил, что сложившаяся ситуация, по его оценкам, чревата появлением пузыря.
Сейчас, заверила в ответ на это Набиуллина, в розничном кредитовании пузыря нет. Об этом она сообщила в интервью российской редакции Reuters. «Сделать так, чтобы пузырь там не сформировался» глава ЦБ назвала задачей регулятора.
«Если мы смотрим на потребительское кредитование с точки зрения финансовой стабильности, то важна долговая нагрузка, — продолжила Набиуллина. — У населения в среднем она пока умеренная». В связи с этим больших рисков здесь в Банке России не видят, добавила глава ЦБ.
Поэтому считать, что «потребительское кредитование виновато во всех бедах экономики и в низких доходах населения», по мнению Набиуллиной, «большое преувеличение».
Чтобы ограничить риски, Банк России, указала его председатель, применяет меры макропруденциальной политики. «За последний год мы четыре раза повышали коэффициенты риска в зависимости от полной стоимости кредита, с октября вводим показатель долговой нагрузки заемщика», — напомнила Набиуллина.
Регулирование по показателю долговой нагрузки, по оценкам ЦБ, в итоге должно привести к тому, что темпы роста потребительского кредитования постепенно сократятся, несмотря на снижение ставок по кредитам.
Споры Минэкономразвития и Центрального банка о влиянии роста потребкредитов на российскую экономику продолжились после того, как 28 июня ЦБ опубликовал доклад, в котором заявил, что рост потребкредитов стал причиной роста ВВП в начале этого года. «Интересная получается логика: чем сильнее загоним население в долговую яму, тем лучше», — отреагировал на это Орешкин.
Дело в том, указывал глава ведомства, что структура кредитного предложения «перекашивается» в пользу потребительских кредитов, и, чтобы поддерживать совокупный уровень спроса, ЦБ нужно повышать процентные ставки. Это регулятор сделал в конце прошлого года, однако на потребкредиты эти процентные ставки не действуют, указывал Орешкин. «То есть Центральный банк, чтобы компенсировать рост одного вида кредитования, через уровень процентных ставок зажал другой вид кредитования», — пояснял министр в интервью РБК. Эта ситуация, по его мнению, может привести к тому, что «реально надуется пузырь».