ЦБ отчитался о росте числа финансовых пирамид в России
ЦБ в 2019 году обнаружил 237 организаций с признаками финансовых пирамид, в основном общества с ограниченной ответственностью и интернет-проекты, а также кредитные потребительские кооперативы, сообщил журналистам директор департамента противодействия недобросовестным практикам Банка России Валерий Лях. Это заметно больше, чем в 2018-м (168) и 2017-м (137). В целом за 2015–2019 годы регулятор выявил 922 вероятные пирамиды.
Год назад ЦБ организовал центр компетенций по финансовым пирамидам, который выявляет и расследует деятельность таких организаций, пояснил Лях.
«Связано это (рост числа выявленных пирамид. — РБК) с тем, что мы год назад открыли специальный хаб, который как раз и направлен на то, чтобы выявлять все финансовые пирамиды, просеивать мелким ситом информацию о финансовых пирамидах и прежде всего действовать так, чтобы те проекты, которые появляются, не дорастали до стадии финансовых пирамид, и прекращать их деятельность как можно быстрее, чтобы они не наносили ущерба гражданам», — отметил Лях.
В частности, 80 компаний стали бы финансовыми пирамидами, если бы ЦБ не выявил и не прекратил их деятельность на стадии, когда они только появились, подчеркнул директор департамента.
Где и на что привлекают деньги
Значительная доля выявленных пирамид (88) была зарегистрирована в Центральном федеральном округе, отметил Лях. Среди интернет-пирамид все больше доля зарубежных, сказал он: 43% из них были зарегистрированы в Великобритании. Как правило, это компании, неподнадзорные местному регулятору, уточнил он: просто их домен зарегистрирован в этой юрисдикции.
Средства такие организации привлекают в основном через интернет-сайты и социальные сети, сообщил Лях: «В принципе, как только появляется та или иная социальная сеть, в ней появляются и проекты, связанные с тем, чтобы привлекать деньги населения не самым лицензированным, честным путем, то есть, прямо говоря, финансовые пирамиды появляются».
Их активность не зависит от формата соцсети или контента, который в ней размещается. «Есть, например, социальная сеть с короткими видеороликами, которая только из видеороликов состоит, и там буквально сразу после появления в России начинают появляться ролики, которые предлагают индивидуальные инвестиционные продукты, выгодные вложения, якобы выгодные инвестиции», — отметил Лях.
Часть пирамид, по его словам, по-прежнему открывает «живые» офисы: это позволяет придать солидности и собирать непосредственно денежные средства, а не только переводы.
Деньги финансовые пирамиды привлекают в первую очередь в криптовалюте, рекламируя доверительное управление средствами и криптоактивами. Есть и классические предложения: вложения в строительство недвижимости, выращивание сельскохозяйственных культур, инвестирование в акции компаний, которые не торгуются на бирже, но должны вот-вот выйти, перечислил Лях.
Другие мошенники
«Черных» кредиторов в 2019 году ЦБ выявил заметно меньше, чем годом ранее — 1845 против 2293, отметил Лях. «Самая устойчивая схема, которая есть сейчас, такова: физические лица и индивидуальные предприниматели выдают деньги, потом исчезают, [...] не берут долгое время выплаты по этим якобы кредитам и проценты, а потом сразу выходят в суд с требованием погашения больших сумм с процентами», — сказал он.
«Бывает, что компания создает параллельно две организации: одну пытается или регистрирует в качестве легальной и поднадзорной Банку России организации, а вторую — параллельно, для того чтобы собственно в нее и принимать деньги или от ее имени выдавать кредиты. То есть под прикрытием легальной деятельности может осуществляться и нелегальная деятельность в том числе», — уточнил Лях.
Лидер по количеству «черных» кредиторов — Южный федеральный округ, затем идут Урал и Центральный федеральный округ. ЦБ в прошлом году также обнаружил 210 нелегальных форекс-дилеров, в основном они действовали из-за рубежа и через иностранные интернет-ресурсы.
«Для активного привлечения клиентов данные компании, нелегальные форексеры, по-прежнему используют обучающие центры, которые фактически являются такими структурными подразделениями, привлекающими клиентов и работающими с ними. Такая преимущественно партнерская сеть представлена в крупных городах Российской Федерации, и пострадавшие, как правило, до конца уверены, что они являются участниками реальных торгов на рынке Forex, считают, что их права могут быть восстановлены, то есть им может либо компания, либо кто-то еще выдать какую-то компенсацию. Как правило, это не так, и практически никогда это не так. И, естественно, мошенники, как только получают деньги, исчезают, и на счетах продолжают рисовать просто цифры. С этими цифрами ничего сделать нельзя», — рассказал Лях. По его словам, в среднем на одного нелегального форекс-дилера в крупных городах России работает пять—десять таких консультационных центров.
ЦБ также выявил 308 организаций с другими видами нелегальной деятельности, в том числе лжебанков и компаний на страховом рынке. По словам Ляха, услугами нелегальных участников финансового рынка активнее всего пользуются граждане 30–55 лет.
Рост выявленных ЦБ финансовых пирамид в первую очередь связан с нелучшим финансовым положением значительной части населения — люди ищут легкие способы заработка, отмечает партнер юридической компании FMG Group Петр Петров. Деятельность по отслеживанию организаций, маскирующихся под финансовые и наносящих гражданам ущерб, вполне укладывается в полномочия ЦБ, продолжает он. Но вопрос в том, насколько эффективно регулятор взаимодействует с правоохранительными органами, рассуждает Петров.
Статистику ЦБ стоило бы соотнести с данными о количестве возбужденных уголовных дел, а главное — с количеством вынесенных по ним приговоров, предлагает юрист. ЦБ же приводит лишь общие данные: по выявленным им случаям нелегальной деятельности в 2018–2019 годах правоохранительные органы применили около 3000 административных и уголовных мер наказания.
Как не стать участником пирамиды
К признакам финансовой пирамиды можно отнести отсутствие у организации лицензии на осуществление деятельности на финансовом рынке, а также отсутствие информации о компании в реестрах ЦБ, следует из материалов регулятора. Банк России также предупреждает о риске потерять деньги в компании, обещающей доходность инвестиций существенно выше той, которую предлагают банки. Насторожить должны и непрозрачные механизмы инвестирования средств в такой компании, и отсутствие явных признаков ее экономической деятельности, перечисляет регулятор: например, компания может обещать высокий доход от инвестиций в инструменты фондового рынка, но вовсе не торговать на бирже, а обещанные проценты выплачивать из средств, поступивших от новых участников.