Россияне оценили масштабы распространения «зарплатного рабства»
Большинство россиян — 61% — не выбирали зарплатный банк самостоятельно, хотя о возможности сменить его через бухгалтерию знает 81% респондентов. Такие выводы содержатся в опросе Ассоциации ФинТех (АФТ, учреждена Банком России), поступившем в РБК.
Исследование было проведено в ноябре—декабре 2021 года. В опросе приняли участие представители работодателей (юридические лица) и клиенты банков (физические лица). В общей сложности было проведено более 1,2 тыс. интервью респондентов.
Действующим зарплатным банком удовлетворены 55% респондентов, низкие оценки своей кредитной организации поставили 17% участников опроса. При этом почти 80% не хотели бы менять текущий зарплатный банк.
Основными барьерами для смены зарплатного банка россияне назвали:
- запрет на смену от работодателя — 45,9%;
- нежелание заниматься процедурой смены банка — 26,5%;
- непонимание, что именно надо сделать для смены банка, — 19,6%;
- сложность смены банка — 12,8%;
- отсутствие в городе отделений или банкоматов других банков — 12,8%;
- наличие кредита или ипотеки в текущем банке — 10,1%.
Большинство работодателей — 57% — для выплаты зарплаты используют только один банк. Два банка для этих целей есть у 28% респондентов, еще 9% используют три банка и более. Самым популярным способом выплаты зарплаты является зарплатный проект — его используют 69% работодателей. Платежными поручениями для выплаты зарплаты пользуются 30% респондентов, наличными — 21%, Системой быстрых платежей (СБП) — 20%, сообщает АФТ.
Более половины компаний (52%), сотрудники которых получают зарплату на карты разных банков, сталкиваются со сложностями при ее выплате. Речь идет о дополнительных финансовых, временных и ресурсных издержках, в том числе на формирование отдельных платежных поручений.
Как будут бороться с «зарплатным рабством»
ЦБ критикует «зарплатное рабство» уже несколько лет и ищет способы с ним бороться. Сейчас на площадке АФТ тестируется сервис по перечислению зарплаты с помощью идентификатора физлица (то есть номера телефона), который не будет привязан к зарплатному проекту и позволит перечислять средства на счета разных банков. АФТ планирует оценить плюсы и минусы создания сервиса, издержки финансовой отрасли на разработку этого решения и правового обеспечения, рассказала генеральный директор АФТ Татьяна Жаркова. В пилоте участвуют Альфа-банк, Совкомбанк, Тинькофф Банк, «Русский стандарт» и СКБ-банк, рассказали РБК их представители. Пилот стартует 1 апреля и продлится три месяца, но в ходе тестирования сервиса эти сроки могут быть пересмотрены, уточнил директор по цифровому бизнесу Альфа-банка Иван Пятков.
Как сообщил РБК представитель ЦБ, в пилотном проекте участвует несколько банков, его суть заключается в «построении нового процесса взаимодействия между работником, работодателем и банком». «Если работник хочет получать зарплату на счет в выбранном им банке и не быть привязанным к зарплатному банку работодателя, у него должна быть возможность направить свое волеизъявление не в бухгалтерию, как сейчас, а в независимый сервис. Сервис аккумулирует эти данные, и они будут учитываться при перечислении зарплаты», — сказал он, добавив, что начисление зарплаты будет проводиться через Систему быстрых платежей по номеру телефона человека и названию банка. То есть сам сервис будет обеспечивать информационное взаимодействие между участниками, а СБП — платежный функционал.
Участникам опроса АФТ также описали, как может выглядеть этот сервис: с его помощью можно будет независимо от работодателя, дистанционно на портале госуслуг или в мобильном приложении кредитной организации указать банк для получения зарплаты, а также авансов, командировочных, отпускных и т.д.
Более половины физлиц (52%) воспользовались бы таким сервисом. Однако у части респондентов есть опасения за безопасность личных данных (45%), а также недоверие к подобным продуктам (33%).
Как следует из опроса юрлиц, 61% работодателей, скорее всего, воспользуются таким сервисом. Их основная мотивация — возможность выбора для сотрудников, а также отсутствие необходимости собирать и обновлять реквизиты. Те компании, которые не хотят пользоваться этим сервисом, сообщили, что не понимают, в какой банк обращаться в случае проблем, считают, что выбор зарплатного банка — это зона ответственности работодателя, а не сотрудника, а также заявляют об отсутствии необходимых технических решений и т.д.
Не первая попытка
О том, что ЦБ разрабатывает альтернативный способ начисления зарплаты, который должен помочь побороть «зарплатное рабство», еще в 2019 году рассказала первый зампред Центробанка Ольга Скоробогатова. Изначально ожидалось, что этот сервис может быть запущен в конце 2020 или начале 2021 года. Однако проект до сих находится в разработке, а банки уже самостоятельно начали запускать переводы зарплат по номеру телефона — для этого они используют уже работающий в СБП механизм переводов от юридического лица физическому.
В России работник имеет право заменить банк, который выбрал работодатель для перевода зарплаты. Согласно закону, который вступил в силу в 2015 году, для этого он должен в письменной форме сообщить работодателю об изменении реквизитов для перевода средств не позднее чем за пять рабочих дней до дня получения зарплаты. Однако на практике это право нередко нарушается. Рынок зарплатных проектов в России в 2019 году составлял около 25 трлн руб., а доминирующие позиции на нем занимают госбанки.
Нужен ли этот сервис
«Новый сервис будет поощрять свободу выбора, что важно для конкуренции, и поможет масштабно изменить привычку людей полагаться на выбор банка работодателем», — считает зампредправления Совкомбанка Олег Машталяр. Проблема «зарплатного рабства» — одна из самых чувствительных для граждан и бизнеса и сильно влияет на развитие конкуренции на финансовом рынке, соглашается представитель Тинькофф Банка.
Райффайзенбанк входит в рабочую группу по разработке сервиса и заинтересован в нем, но не принимает участие в первой волне тестирования, рассказал руководитель отдела роста портфеля зарплатных проектов банка Владимир Лефтерогло.
«Возможность решать, на карту какого банка будет зачисляться зарплата, в последние годы активно переходит от работодателя к сотруднику. Для этого появляется все больше предпосылок: нормативная база, технология быстрых зачислений в сторонние зарплатные банки. Также свобода выбора банка поддерживается корпоративной культурой все большего количества организаций. Несмотря на это, «зарплатное рабство» еще сильно», — говорит Лефтерогло.
Сбербанк и ВТБ отказались от комментариев. Как отмечал в 2019 году зампред правления ВТБ Анатолий Печатников, важно сохранить безопасность зарплатных средств: банковский счет имеет уникальный номер, финансовые организации гарантируют сохранность размещенных на нем средств, а номер телефона людям присваивает не банк, и доступ к нему могут получить третьи лица — в случае подмены сим-карты перевод может уйти мошенникам.
Проблема «зарплатного рабства» стремительно снижается, говорит представитель «Открытия». Опция перевода по номеру телефона через СБП позволит работникам самостоятельно управлять счетами для получения зарплаты, «но стоит отметить, что это влечет определенные риски, связанные со сменой номера телефона или его утерей», предупреждает он.
Ранее принятых ЦБ мер по снижению уровня «зарплатного рабства» достаточно, о чем, в частности, говорит исследование АФТ, считает представитель Газпромбанка. «Проблема существует, но она не является острой, поскольку большая часть клиентов хорошо осведомлена о том, как действовать в данной ситуации», — добавляет он.
СБП уже сейчас позволяет решить вопрос «зарплатного рабства», отмечает представитель ЦБ. К системе на 1 февраля подключено 211 банков, граждане могут переводить между счетами до 100 тыс. руб. в месяц. «За время работы СБП в ней было совершено более 1,1 млрд операций на сумму свыше 6,5 трлн руб.», — указывает Банк России.