Греф объяснил выбор покупателя «дочки» Сбербанка на Украине
Быстрый выбор покупателя ПАО «Сбербанк» (Украина) связан с тем, что у заинтересованного в продаже «дочки» Сбербанка было не так уж много вариантов, признал Герман Греф.
«Не было много претендентов, честно сказать», — пояснил президент и глава правления Сбербанка корреспонденту РБК.
Греф также сказал, что за необходимым для реализации сделки разрешением регулирующих органов Украины Сбербанк намерен обратиться уже на этой неделе.
«Про Латвию надо спрашивать у покупателя», — добавил глава Сбербанка.
В марте 2017 года стало известно, что новым владельцем 100% украинской «дочки» Сбербанка станет инвестиционный консорциум латвийского Norvik Banka и белорусской компании, принадлежащей сыну основного владельца компании «Руснефть» и группы «Сафмар» Саиду Гуцериеву (мажоритарный акционер).
Позднее основной акционер Norvik Banka Григорий Гусельников (как и Саид Гуцериев, он является гражданином Великобритании) сообщил, что после завершения сделки ПАО «Сбербанк» (Украина) сменит название на Norvik Bankа.
«У покупателей нет желания этот бренд сохранять. Для того чтобы дальше не нагнетать обстановку, успокоить ее, бренд будет заменен и банк будет позиционироваться как европейский банк, которым он и будет являться», — объяснил Гусельников.
В то же время Гусельников отметил, что недавние акции украинских радикалов не оказали влияния на сумму сделки со Сбербанком и просто совпали с ней по времени.
По данным «Коммерсанта», в обмен на свои украинские активы Сбербанк получит от структур Гусельникова и Гуцериева $130 млн, что сопоставимо с капиталом украинской «дочки» ($144 млн).
По данным источников издания, изначально Сбербанк запрашивал «существенно более высокую сумму», однако введенные властями Украины санкции и особенно организованная радикалами блокада офисов и другие их акции вынудили Сбербанк пойти на уступки, чтобы максимально ускорить сделку.
Вскоре после введения Украиной санкций против «дочек» ряда российских банков Греф заявлял, что Сбербанк находится в поиске «максимально быстрых вариантов» ухода с рынка Украины.
Говоря о возможных вариантах продажи, глава экспертно-аналитического совета Украинского аналитического центра Борис Кушнирук тогда заявил, что на Украине никто в здравом уме не купит российский банк даже за полцены. По его словам, быстрая продажа, если она состоится, скорее всего, будет обозначать не сделку как таковую, а переоформление права собственности с закрытыми для широкой общественности договоренностями.
В конце января глава Национального банка Украины Валерия Гонтарева рассказала в интервью «Новому времени», что доля российских банков на украинском рынке сократилась «за последние несколько лет» с 15 до 8%. По мнению Гонтаревой, проблемы у банков с российским капиталом появились из-за того, что они активно кредитовали Донецкую и Луганскую области.
Сейчас на Украине работают семь банков с российским капиталом: два банка Сбербанка («Сбербанк Украина» и ВиЭс Банк), два — группы ВТБ (VTB Bank и БМ-Банк), Проминвестбанк (контролируется Внешэкономбанком), Альфа-банк (входит в «Альфа-Групп») и банк Forward (акционер — банк «Русский стандарт»).
Из них пять — «Сбербанк Украина», VTB Bank, БМ-банк, Проминвестбанк и Альфа-банк — за год сократили свои активы, свидетельствует отчетность за третий квартал 2016 года по МСФО. В частности, Сбербанк, занимающий в украинской банковской системе четвертое место по размеру активов (по версии сайта Banker.ua), сократил их почти на 9% — с 51,8 млрд до 47,2 млрд гривен. Альфа-банк, занимающий пятое место, — на 2,8% — с 42,4 млрд до 41,2 млрд гривен. БМ-Банк — на 6,3% — с 3,2 млрд до 3 млрд гривен. VTB Bank — на 19,1% — с 25,7 млрд до 20,6 млрд гривен.
Доля средств физлиц в банках с российским капиталом сократилась с 9,3% в начале 2014 года до 5,5% к 2016-му, доля юридических лиц — с 8,3 до 3,3%, отмечал ранее регулятор.