Мошенники впервые создали дипфейк Олега Тинькова для поддельной рекламы
Злоумышленники распространяют в социальных сетях поддельное видео с основателем Тинькофф Банка Олегом Тиньковым, которое создано с использованием технологии дипфейк — создание изображения с помощью нейросетей. Представитель «Тинькофф» сообщил РБК, что это первый случай, когда мошенники создали дипфейк основателя банка.
Мошенническое видео распространяется под заголовком «Важное заявление от Олега Тинькова» от страницы Tinkоff Вonus. В нем Тиньков якобы обещает подарить 50% к сумме вложений при регистрации. «Например, вы инвестируете 20 тыс. руб., а на счет для работы получаете 30 тыс. руб.», — говорит поддельный Тиньков. У группы «Тинькофф» есть онлайн-брокер «Тинькофф Инвестиции», который специализируется на инвестиционных услугах для физических лиц.
«Вся коммуникация от «Тинькофф Инвестиций» происходит только по официальным каналам «Тинькофф Инвестиций». Данное видео является плохо сделанным дипфейком, на котором видны следы монтажа, а также вставлен голос совершенно другого человека», — сказал РБК представитель «Тинькофф». Первым на это видео обратило внимание интернет-издание Fakecheck.
В видео мошенники просят перейти по ссылке для регистрации. На момент написания текста ссылка к видео была удалена, а поддельная страница Tinkоff Вonus перестала крутить эту рекламу, выяснил корреспондент РБК. По данным Fakecheck, если перейти по ссылке рядом с видео, то пользователь попадет на страницу с логотипами банка и «Тинькофф Инвестиций», где злоумышленники просят оставить имя, email и телефон. Далее эта информация может быть использована для обработки жертвы с целью кражи денежных средств.
Это не первый случай, когда мошенники используют манипуляции с видео для рекламы мошеннических схем, рассказал старший исследователь данных в «Лаборатории Касперского» Владислав Тушканов: «Еще летом 2019 года в соцсетях появлялись видео с Дмитрием Нагиевым, перемонтированные (без применения дипфейк-технологий) так, чтобы убедить потенциальных жертв перейти на мошенническую страницу. В начале 2021-го появлялись сообщения, что мошенники распространяют на видеохостингах дипфейк-видео с Дмитрием Мацкевичем, основателем ИТ-компании DBrain».
В Сети есть примеры создания крайне достоверных дипфейк-видео, например фейковые видео Тома Круза и альтернативное обращение королевы Елизаветы Второй, но они создавались профессионалами для того, чтобы продемонстрировать эту проблему, говорит Тушканов. Он уточнил, что действительно качественные дипфейки требуют высокой квалификации и профессионализма. «Мошеннические же видео обычно делаются непрофессионально, и их легко распознать. Так и в случае с видео «Олега Тинькова»: человека в ролике при внимательном изучении легко отличить от реального, звучит другой голос. Качество видео плохое, и распространяется оно в соцсетях — то есть предназначено для просмотра с небольших экранов мобильных устройств. Мошенники рассчитывают, что, листая ленту соцсети, пользователя убедит даже просто примерно похожий персонаж и логотип известного банка рядом. Подобным способом подделать могут кого угодно», — объясняет эксперт.
По мнению Тушканова, защита от таких дипфейк-видео — в здравом и скептическом подходе. «Только мошенники обещают много денег просто так, и уж тем более никто из официальных лиц или банков не рекламирует бесплатную раздачу выплат или бонусы в размере 50%», — напомнил Тушканов. Также необходимо пользоваться защитными решениями с антифишинговыми технологиями, которые должны предупреждать об опасности при переходе на мошеннические сайты.
Во втором квартале 2021 года мошенники украли с банковских счетов россиян более 3 млрд руб., совершив свыше 236,9 тыс. денежных переводов без согласия клиентов. Для хищения денег злоумышленники в основном использовали обманные методы — через телефонные звонки или создание поддельных интернет-ресурсов.