Потребзаймы обогнали автокредиты по выгоде при покупке машин
В 2024 году стандартные программы автокредитования стали менее выгодны для заемщиков при покупке машины, чем кредиты наличными, говорится в исследовании аналитической компании Frank RG, поступившем в РБК. По расчетам аналитиков, приведенная стоимость заимствований с учетом дополнительных продуктов для потребителя при оформлении целевого автокредита в октябре 2024 года составляла 150% от исходной стоимости автомобиля, а при выдаче потребкредита — 146%.
Выгода клиентов от автокредита стала «теряться из-за навязанных дополнительных продуктов, фейковых скидок и манипуляций с платежами», отмечается в исследовании.
Это происходит даже в условиях мер ЦБ по ограничению выдач необеспеченных кредитов. Это, а также рост ставок уже привело к тому, что в октябре 2024 года российские банки одобрили клиентам-физлицам 1,94 млн кредитов наличными на 309 млрд руб., следует из статистики Frank RG. Объем предоставленных беззалоговых ссуд оказался минимальным с весны 2022 года — тогда на пике кризиса в марте—мае выдачи потребкредитов падали ниже 100–200 млрд руб. в месяц, восстановившись в июне до 346,5 млрд руб. По сравнению с сентябрем количество одобренных кредитов наличными упало в нынешнем октябре на 23%, а объем — на 28%.
«Почему кредит наличными сохраняет такие серьезные позиции в сегменте «с пробегом», почему автокредит не может выиграть эту конкуренцию, несмотря на все ограничения, которые наложил ЦБ на кредиты наличными? История очень простая: все те переплаты, дополнительные продукты и все то, что клиент на круг платит за машину. Если мы оставляем за скобками субсидированные кредиты на покупку новых авто, клиент просто действует логично. Он видит, что переплата по кредиту наличными ниже, чем по стандартному автокредиту, будь то новый автомобиль или с пробегом. Клиент действует логично, убегая от всех возможных переплат, доппродуктов и других недобросовестных практик», — пояснил во время презентации исследования старший проектный лидер Frank RG Станислав Сухов.
Речь идет преимущественно о выдаче ссуд при продаже автомобилей с пробегом. В 2024 году в этом сегменте 53% кредитных сделок приходилось на беззалоговые ссуды и 47% — на классические автокредиты. Годом ранее соотношение было другим — 45% против 55%. В сегменте новых машин доля кредитов наличными при продаже занимает 14%, она сократилась на 6 п.п. по сравнению с 2023 годом. Проникновение кредитования в систему продаж на первичном и вторичном рынках отличается: в 2024 году с использованием автокредитов продавалось 47% новых автомобилей и 17,6% подержанных. При этом доля кредитных продаж за последний год увеличилась только на вторичном рынке.
По данным Frank RG, за январь—октябрь российские банки предоставили населению 1,45 млн автокредитов на 2,06 трлн руб. Аналитики ожидают, что по итогам года объем выдач достигнет 2,56 трлн руб., рост в этом сегменте год к году составит 66%.
За три года рост цен на автомобили значительно опередил прирост доходов населения, следует из данных Росстата: так, средний доход на душу населения по сравнению с четвертым кварталом 2021 года увеличился на 43%, а цены на машины с пробегом и новые — на 76–77% соответственно.
Для все большего числа клиентов автомобиль становится доступным только при использовании автокредита, констатируют аналитики Frank RG. По их расчетам, в 2024 году 57,6% покупателей машин с доходом до 90 тыс. руб. были вынуждены брать кредит на эту сделку. Годом ранее их доля составляла 50,4%. При этом 7% покупателей автомобилей, помимо автокредита, были вынуждены дополнительно занимать деньги у знакомых и друзей.