ЦБ сохранил ставку вопреки опасениям о ее росте
Но дал жесткий сигнал о возможности повышения в июлеСовет директоров Банка России на заседании 7 июня сохранил ключевую ставку 16% годовых, говорится в сообщении регулятора. Он принял такое решение четвертый раз подряд. На уровне 16% ставка держится с декабря прошлого года. При этом ЦБ дал жесткий сигнал о вероятности роста ставки в дальнейшем.
На пресс-конференции по итогам заседания председатель Банка России Эльвира Набиуллина дополнительно ужесточила этот сигнал, заявив, что в июле возможно «существенное повышение ключевой ставки». Под ним подразумевается рост больше чем на 1 процентный пункт.
«Текущие темпы прироста цен перестали снижаться и остаются вблизи значений первого квартала 2024 года. Рост внутреннего спроса продолжает значительно опережать возможности расширения предложения товаров и услуг. Банк России допускает возможность повышения ключевой ставки на ближайшем заседании», — отмечает ЦБ. Набиуллина ранее подтверждала, что у ЦБ есть сценарий, предусматривающий повышение ключевой ставки, но тогда он был альтернативным. «На сегодняшний день у нас нет решающих аргументов, чтобы отвергнуть базовый сценарий в пользу альтернативного», — сказала Набиуллина по итогам июньского заседания. Но вероятность альтернативного сценария возросла, уточнила она.
Регулятор в релизе подчеркивает, что для возвращения инфляции к цели «потребуется существенно более продолжительный период поддержания жестких денежно-кредитных условий в экономике, чем прогнозировалось в апреле».
ЦБ продлил период жесткой денежно-кредитной политики на фоне повышенной инфляции, роста инфляционных ожиданий населения, роста кредитования и перегрева в экономике. Решение ЦБ совпало с ожиданиями большинства участников консенсус-прогноза РБК: 18 из 30 опрошенных экспертов считали, что регулятор сохранит ставку 16% годовых и ужесточит сигнал. Но многие допускали повышение до 17%. Набиуллина подтвердила, что вариант повышения до 17% был «на столе», также обсуждался более широкий шаг повышения — до 18%.
Что повлияло на решение ЦБ
Показатель базовой инфляции с поправкой на сезонность в апреле составил 8,3% в пересчете на год после 7,1% в среднем за первый квартал. Годовая инфляция по состоянию на 3 июня выросла до 8,1% после 7,8% в апреле, отмечает ЦБ. После замедления в марте рост цен вернулся к повышенным уровням начала года, писали аналитики ЦБ в бюллетене «О чем говорят тренды». «В апреле—мае появились сигналы о том, что дезинфляция могла приостановиться. В апреле текущие темпы роста цен вернулись к 6% в пересчете на год, и, судя по оперативным данным, в мае они оставались повышенными», — отметила Набиуллина. Одновременно в мае 2024-го впервые с декабря 2023-го выросли инфляционные ожидания с 11% (апрель 2024-го) до 11,7%, следует из данных опроса «инФОМ», который проводится по заказу ЦБ.
Также сохраняются повышенные темпы кредитования, несмотря на высокие ставки. Рост розничного кредитования в апреле ускорился до 1,7 с 1,6% месяц к месяцу, а среднемесячный рост за январь—апрель составил 1,3% месяц к месяцу, что сопоставимо с темпами того же периода 2023 года, когда ставка была существенно ниже — 7,5% годовых, обращали внимание аналитики ЦБ. В мае выдачи розничных кредитов достигли 659,9 млрд руб., что стало рекордом с августа прошлого года, следует из данных аналитической компании Frank RG.
«Необеспеченное потребительское кредитование поддерживается ростом доходов населения. Государственные льготные программы продолжают вносить основной вклад в прирост ипотечного портфеля банков, при этом в рыночном сегменте динамика сдержанная», — отмечает ЦБ. «Более сдержанная динамика пока наблюдается только в ипотеке, в ее рыночном сегменте. Этот тренд в ипотечном кредитовании будет усилен завершением безадресной льготной программы в июле», — отметила Набиуллина на пресс-конференции. Но в базовом сценарии ЦБ рассчитывает, что уже принятые решения по ужесточению сбалансируют темпы роста в кредитовании, указала она.
Кроме того, экономика продолжает расти быстрыми темпами, отмечает ЦБ. Она находится в состоянии перегрева, сохраняется напряженная ситуация на рынке труда, говорили участники ПМЭФ. Рост ВВП в первом квартале 2024 года составил 5,4% против прогноза ЦБ в 4,6%. Уровень безработицы в апреле 2024-го вновь обновил исторический минимум и составил 2,6% от рабочей силы против 2,7% в марте, следует из доклада Росстата. Годовые темпы роста номинальных зарплат в марте превысили 20%, отметила на пресс-конференции Набиуллина. Вместе с опережающим ростом ВВП в первом квартале «эти цифры могут говорить об ускорении роста спроса», указала она. Но свое влияние на эти показатели может оказывать и эффект високосного года, и выплата высоких годовых премий, поэтому фактически экономическая активность может быть скромнее, хотя и остается высокой, добавила глава ЦБ.
Сохраняется и влияние внешних условий. И если ситуация с экспортом и притоком валютной выручки на внутренний рынок в последние месяцы устойчива, то на динамику импорта в последние месяцы могли влиять проблемы с платежами из-за санкций, отметила Набиуллина. «Если трудности сохранятся надолго, ограниченное поступление импорта может иметь и среднесрочный проинфляционный эффект», — указала она.
«На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции еще больше сместился в сторону проинфляционных. Основные проинфляционные риски связаны с изменением условий внешней торговли (в том числе под влиянием геополитической напряженности), с сохранением высоких инфляционных ожиданий и отклонением российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста», — пишет Центробанк.
ЦБ также прокомментировал планы правительства по повышению налогов. Изменения в налоговой политике «означают, что рост бюджетных расходов в ближайшие годы будет покрыт за счет увеличения доходов консолидированного бюджета», отмечает регулятор: «Эти решения соответствуют срокам нормализации бюджетной политики с 2025 года, которые были утверждены ранее. По оценке Банка России, предлагаемая комбинация налоговых изменений при параллельном росте расходов, вероятнее всего, нейтральна для инфляции».
Почему ЦБ не пошел на повышение ставки
Банк России готовит рынок к возможному повышению ставки 26 июля, предполагает старший экономист инвестбанка «Синара» Сергей Коныгин. Это заседание будет опорным, к нему у регулятора будет информация по инфляции за май и июнь, продолжает эксперт. «Повышение ставки в июле должно быть подкреплено существенным пересмотром макропрогноза, то есть это основное условие повышения ставки. И если ЦБ пойдет на повышение, то, думаю, сразу на 2 п.п., до 18%», — полагает Коныгин. В действующем прогнозе регулятора на конец года заложена инфляция 4,3–4,8% и диапазон средней ключевой ставки 15–16%.
Главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев на июльском заседании ожидает повышения ключевой ставки до 17% и сохранения на этом уровне до конца года. Это базовый сценарий эксперта. «В рисковом сценарии (его вероятность — 40%) мы допускаем, что Банк России в этом году может повысить ключевую ставку до 18–20%, если инфляция не будет замедляться в ближайшие месяцы», — говорит эксперт. Управляющий директор по инвестициям УК ПСБ Николай Рясков считает, что в июле ставку могут повысить до 17%. «Мы не исключаем и более существенного роста ставки, если кредитный импульс будет расти высокими темпами», — уточнил эксперт.
Выбор между двумя сценариями — базовым и альтернативным с повышением ставки — будет главной развилкой на заседании в июле, констатировала Набиуллина.
На заседании в июне ЦБ не спешил с повышением ставки, как это было летом—осенью 2023-го, в связи с тем, что рисков для финансовой стабильности нет, объясняет Коныгин. При этом регулятор уточнил, что готов поддерживать высокие ставки существенно дольше, чем ожидал в апреле, обратил внимание эксперт. Макросреда существенно не изменилась с прошлого заседания, поэтому ЦБ решил продлить паузу до появления более устойчивой ставки, говорит Рясков.
Васильев тоже полагает, что ЦБ хочет получить еще больше месячных данных по инфляции (за май и июнь), чтобы убедиться в том, что процесс дезинфляции остановился, и исходя из этого принять решение. Кроме того, важна последовательность коммуникации с рынком, ведь на прошлом заседании в апреле повышение ключевой ставки было только в альтернативном сценарии, продолжает Васильев. «Также допускаем, что Банк России рассчитывает на существенную дезинфляцию в июле после отмены ряда льготных программ кредитования», — добавляет эксперт.
При этом ряд банков в преддверии июньского заседания ЦБ и на фоне прогнозов о возможном повышении ключевой ставки повысили ставки по своим продуктам. Сбербанк повысил ставки по депозитам (до 18% по отдельным программам) и ставки по базовым ипотечным программам (на 1,5 п.п.). В конце мая ставки по ипотеке повысил и ВТБ — на 1 п.п. Такое же решение принял и Альфа-банк.
Но эти решения не стоит связывать именно с гонкой за ключевой ставкой, говорит Коныгин. «Каждый банк закладывает маржу в ценообразование финансовых продуктов и считает допустимую ставку фондирования. Рост кредитования создает подушку безопасности в банках в виде размещения остатков кредитных средств. Повышение ставок по депозитам не создает финансовый ущерб, скорее это борьба за клиента», — продолжает эксперт. Васильев также отмечает, что банки скорее опираются на собственные прогнозы по ключевой ставке, а не принимают решения в моменте на основе настроений рынка. «Повышение ставок по депозитам позволит привлечь новых клиентов, а повышение ставок по кредитам — увеличить маржу», — объясняет он.
Набиуллина связала рост ставок по депозитам с желанием банков удержать клиентов. «Банки усилили конкуренцию за вкладчиков после увеличения лимита переводов между своими счетами до 30 млн руб. Это привело к тому, что банки повышали ставки, чтобы удержать клиентов», — объяснила глава ЦБ.