Чиновники попросили НПФ меньше вкладывать пенсионные деньги в банки
Депозиты подрывают идею негосударственных пенсионных фондов (НПФ) как осмысленного долгосрочного посредника, сказал заместитель директора департамента корпоративного управления Минэкономразвития Ростислав Кокорев на пенсионной конференции в Ханты-Мансийске. «Если можно копить в банке, то надо дать право банкам платить пенсию и убрать НПФ вообще из экономики», – полагает он.
«Сама по себе инвестиция в депозиты не несет ничего плохого, но я согласен с тем, что от фондов ждут большего», – прокомментировал РБК директор департамента коллективных инвестиций и доверительного управления Банка России Филипп Габуния. Работа НПФ состоит в том, чтобы профессионально управлять тем, с чем физическое лицо самостоятельно справиться не в состоянии, уверен Габуния.
За такую работу – положить деньги в банк – взимать 15% комиссии странно, считает Габуния. «За посредничество НПФ могут брать плату в том случае, когда они обеспечивают вложения в ценные бумаги, которые человек сам себе купить не может. Эти бумаги на длинном горизонте должны дать доходность выше, чем депозит», – уверен Кокорев. В частности, зампред правления ПФР России Николай Козлов привел в пример доходность шведского государственного пенсионного фонда, который только на своих вложениях в российские ценные бумаги зарабатывает 10% годовых в долларах.
По оценке «Эксперт РА», на 1 октября 2014 года 40–45% пенсионных накоплений НПФ находятся на депозитах и расчетных счетах в банках. Столько же вложено в облигации российских хозяйственных обществ, допущенных к торгам. Около 10% – это вложения в акции, российские госбумаги и госбумаги субъектов РФ. Пенсионных резервов (добровольные накопления) в банках размещено меньше – 30–35%. До 40% пенсионных резервов фондов вложены в облигации, 10–15% – в паи закрытых ПИФов, около 10% – в акции и госбумаги. Российские пенсионные фонды – одни из самых консервативных, говорит замдиректора по корпоративным рейтингам «Эксперт РА» Вероника Иванова. Иностранные пенсионные рынки более развиты, поэтому доля акций и паев ПИФов в портфелях фондов выше, а доля депозитов ниже.
Вложения в депозиты – это главное следствие глобального финансового кризиса 2008 года, говорит президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. По итогам 2008 года среднее снижение инвестиционных портфелей по средствам пенсионных накоплений превысило 15%, говорит замгендиректора «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов. Серьезная волатильность на финансовых рынках никуда не ушла и сейчас, подчеркивает Угрюмов. Банковские депозиты нужны для диверсификации инвестпортфеля, уверен он. Стабилизировать высокую волатильность рынков могут только банковские депозиты, говорит Баранов. По его словам, нет ликвидных ценных бумаг, допущенных по закону для инвестирования средств пенсионных накоплений, которые позволяют стабилизировать волатильность и сглаживать процентный риск рублевых облигаций. Именно банковские депозиты позволили фондам получить положительный результат в 2011 и 2013 годах — в это время конъюнктура рынка рублевых облигаций и акций российских компаний была негативной.
Негосударственные пенсионные фонды не откажутся от вложений в депозиты: во-первых, это наименее рисковый актив, во-вторых, это выгодно не только НПФ, но и всем финансовым группам, отмечает глава крупного НПФ. «Реалии заключаются в том, что через депозиты банки, близкие НПФ, получают дополнительное фондирование. В части случаев депозит является платой за привлечение клиентов в прошлые годы. Зачастую, НПФ не столько хотят, сколько обязаны размещать активы в депозиты», – рассказывает замгендиректора УК «Альянс Инвестиции» Сергей Лукин.