Банкиры предложат ЦБ ввести политику «количественного смягчения»
«Если для ЦБ РФ видится невозможным вариант снижения ключевой ставки ввиду повышенных инфляционных рисков, то достойна рассмотрения политика обеспечения экономики требуемыми ресурсами путем впрыска денежных средств ЦБ на рынок через расширение денежной базы Банка России («количественное смягчение»)», – говорится в предложениях АРБ.
Как пояснил РБК глава АРБ Гарегин Тосунян, расширить денежную базу можно через увеличение объема кредитования. «Например, можно ввести беззалоговое рефинансирование, ослабить требования к принимаемым ЦБ в залог активам», – пояснил он.
Эксперты АРБ отмечают, что ЦБ одной из первоочередных своих задач заявляет таргетирование уровня инфляции, используя для этого инструменты денежно-кредитной политики, однако инфляция в России не носит чисто монетарный характер. «Инфляция на рост денежного предложения у нас не реагирует», – говорит Тосунян. По логике АРБ, введение в России «количественного смягчения» будет стимулировать экономический рост через выдачу банками кредитов реальному сектору. АРБ предлагает ослабить давление на банки со стороны регулятора, смягчив требования по формированию резервов по по кредитам, выданным предприятиям малого и среднего бизнеса. Также, по мнению ассоциации, необходимо на законодательном уровне закрепить индексацию тарифов естественных монополий в соответствии с уровнем инфляции. «Эта мера позволит снизить расходы предприятий, таким образом уменьшая риск ускоренной инфляции издержек, вызываемой среднегодовым ростом тарифов на 15-20%», – говорится в предложениях АРБ.
Опрошенные РБК эксперты считают, что предложенный АРБ рецепт показал свою эффективность на Западе, но в российских условиях работать не будет. «Сейчас это – бессмысленная мера, потому что если говорить про западный опыт, то «количественное смягчение» вводилось, когда ставки были на низком уровне, – говорит главный экономист по России и СНГ «Ренессанс Капитал» Олег Кузьмин. – При сохранении в России ключевой ставки на высоком уровне стоимость денег все равно останется высокой, а спрос на кредиты – ограниченным». Индексация тарифов на уровне закона, по мнению Кузьмина, правильная идея. «Сейчас такое правило действует, но иногда оно нарушается», – отмечает он.
По мнению главного экономиста БКС Владимира Тихомирова, в условиях разгоняющейся инфляции и давления на рубль, когда большая часть ликвидности идет на валютный рынок, политика «количественного смягчения» приведет к обвалу курса рубля в краткосрочной перспективе, а это может создать панику среди населения и фактически заставить ЦБ ввести ограничения по движению капитала. «При нынешнем руководстве ЦБ, регулятор на предложенные АРБ меры не пойдет», – считает заместитель гендиректора «Интерфакс ЦЭА» Алексей Буздалин. По его мнению, банкам это нужно, чтобы обеспечить темпы роста активов, а в итоге, с высокой вероятностью, эти деньги окажутся на валютном рынке. «Банки даже могут начать выдавать рублевые кредиты компаниям, а те, в свою очередь, будут на них покупать валюту, запасаясь ей», – говорит эксперт.
Самую масштабную политику «количественного смягчения» в три этапа (QE1, QE2, QE3) – проводили США. Первый раз ФРС США сделала финансовые «инъекции» в кризис 2009 года. Тогда Федрезерв выкупал у банков различные бумаги, в том числе ипотечные. Второй раунд был запущен, когда первый не дал результатов: ФРС выкупила большой пул казначейских бумаг на сотни миллиардов долларов. Целью проводимых действий было снижение ставок по долгосрочным займам и создание достаточных резервов для увеличения кредитования, которое способно стимулировать экономический рост. На прошлой неделе ФРС США объявила о завершении третьего раунда «количественного смягчения» (QE3).
В Великобритании политика «количественного смягчения» заключалась в покупке госбумаг сроком от трех до пяти лет. Таким образом британское правительство пыталось снизить ставки и оживить кредитование.