Спор Грефа и ЦБ из-за «монополии на рынке платежей». Что важно знать
Глава «Сбера» Герман Греф во время Дня инвестора банка 6 декабря раскритиковал действия ЦБ на платежном рынке, назвав их заходящими «за все красные линии и буйки» и «угрозой для страны в целом». По словам топ-менеджера, если Банк России монополизирует платежи по биометрии лица, которые развивает «Сбер», так же, как и платежи по QR-коду, то крупнейший игрок остановит внедрение инноваций.
«Очень просто делать бизнес, когда ты монопольный. У тебя в руках, с одной стороны, монопольная инфраструктура, с другой стороны, еще и регулирование. Вот это я вижу угрозой даже не для нас, а для страны в целом», — подчеркнул Греф.
Банк России в ответ указал, что «единое конкурентное поле» создается для всех участников рынка независимо «от их размера».
РБК разбирался, какие платежные технологии и проекты вызывали разногласия Сбербанка с ЦБ и чья «монополия» на этом рынке сильнее.
Какие платежные решения ЦБ критиковал Греф
- Система быстрых платежей
В 2019 году Банк России запустил Систему быстрых платежей (СБП) — проект на базе Национальной системы платежных карт (НСПК), позволяющий физлицам осуществлять переводы друг другу по номеру телефона. Она сильнее всего должна была повлиять на позиции Сбербанка, который являлся крупнейшим игроком на рынке переводов между гражданами (p2p-переводы). На тот момент у «Сбера» уже был сервис переводов по номеру телефона, тарифы за переводы банк устанавливал сам и приглашал в проект других игроков (например, Тинькофф Банк и Совкомбанк). После запуска СБП некоторые банки откладывали полноценное внедрение технологии. В итоге ЦБ обязал все кредитные организации подключиться к СБП. Греф называл эту обязанность «альтернативно-принудительным счастьем».
- Переводы самому себе
В конце 2021 года Банк России впервые заявил о необходимости повысить лимит бесплатных переводов между счетами одного клиента по СБП (me2me). Греф заявлял, что большинство клиентов от комиссий за такие операции «не страдают». Летом 2023 года был принят закон, запрещающий банкам взимать комиссии за me2me-переводы физлиц, лимит бесплатных транзакций составил 30 млн руб. в месяц. Норма вступила в силу в мае 2024 года. «Сбер» при этом сразу не отменил дневные ограничения на переводы клиентов самим себе. ЦБ такой подход назвал недопустимым, и банку пришлось скорректировать практику.
На Дне инвестора Греф заявил, что «неуклюжая игра монопольных государственных структур» породила особенности платежной инфраструктуры игроков электронной коммерции. «Они отрегулировали рынок таким образом, что бесплатные переводы me2me, то есть вся банковская инфраструктура через НСПК, сегодня используется e-comm-игроками (игроки в сфере электронной коммерции, в частности маркетплейсы с собственными банками. — РБК) для так называемого сдергивания денег», — объяснил глава «Сбера». Он добавил, что e-comm-игроки ведут себя абсолютно рационально и бесплатно используют инфраструктуру для извлечения неконкурентного преимущества.
Банки не первый раз высказывают недовольство маркетплейсами, которые создали собственные банки для проведения платежей по выгодным для себя условиям. Отмена комиссии за переводы позволила клиентам активнее переводить денежные средства на счета в банках маркетплейсов, чтобы использовать их для оплаты покупок. За последние три года банки трех крупнейших экосистем заняли 40% рынка операций с электронными деньгами, тогда как три года назад их доля составляла всего 2%.
- Единый QR для платежей
Осенью 2023 года ЦБ поднял вопрос о создании единого платежного QR-кода для удобства пользователей, чтобы клиенты любых банков при считывании QR-кода на терминале могли выбирать, через какую организацию совершать платеж. Греф критиковал и эту идею. На тот момент у «Сбера» уже было запущено собственное аналогичное решение. Так на рынке стали параллельно развиваться два проекта: QR-код в Системе быстрых платежей на базе НСПК и QR-код Сбербанка.
В итоге «Сбер» создал консорциум с банками, чья доля в эквайринге по оборотам более 80%, и передал туда свои права на технологию, чтобы его платежный QR-код не был монопольным. Однако осенью 2024 года в Госдуму был внесен законопроект о создании универсального для всех банков QR-кода для платежей, который будет работать на технологии НСПК.
«Ссылка на платежный стикер у нас будет монопольной в государстве. Внесен закон на эту тему. Это беспрецедентно... И, конечно, это отбивает всякое желание заниматься инновациями. Мы просто ждем, что будет», — прокомментировал вновь эту тему Греф.
- «Оплата лицом», или биоэквайринг
«Самое главное, чтобы у нас следующим шагом не началась монополизация теперь еще и «Платить улыбкой» (сервис биоплатежей от «Сбера». — РБК). Вот это самая большая угроза. Тогда мы остановим инновации. Как государство занимается инновациями, мы знаем. Вот это, наверное, большая угроза. Все остальное — я считаю, что мы в состоянии найти любые ответы на рыночные вызовы», — сказал Греф 6 декабря. По его словам, до конца 2024 года банк установит около 1 млн терминалов для «платежей лицом», в следующем году их число увеличат в два раза.
Сейчас «Сбер» и НСПК развивают новую технологию параллельно, но работают над возможностью объединения сервисов биоэквайринга, которое может произойти в 2025 году. Ранее бывший первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова говорила, что все банки подтвердили свои намерения делать биоэквайринг совместно с инфраструктурой НСПК, так как именно в этом случае клиенты смогут при проведении биоплатежей не задумываться о том, в каком банке они обслуживаются.
Биометрические данные, которые используются для проведения платежей по лицу, уже монополизированы государством. С 2023 года все биометрические данные россиян должны храниться только в государственной Единой биометрической системе (ЕБС). До этого банки могли собирать и хранить их самостоятельно. В итоге «Сбер» передал в систему около 30 млн образцов биометрии своих клиентов. Сама по себе ЕБС не пользовалась популярностью: по состоянию на май 2021 года (то есть до того как туда стали поступать собранные банками данные) в ней было зарегистрировано всего около 200 тыс. пользователей.
Как объясняет свой подход Банк России
«Когда мы говорим о конкуренции, мы подразумеваем единое конкурентное поле — равные условия и правила игры — для всех участников рынка, вне зависимости от их размера. Если же правила игры устанавливаются игроками, занимающими львиную долю этого рынка, и в их интересах, то о здоровой конкуренции речь не идет», — заявил РБК представитель Банка России.
В ЦБ прокомментировали только претензии «Сбера» к проекту создания универсального QR-кода. Регулятор называет его «стандартом проведения платежа».
«Монополизация такого стандарта на уровне отдельных игроков приведет к серьезным перекосам на рынке. У этих компаний появится возможность диктовать свои условия менее крупным участникам. <...> По такому пути (выработки общего стандарта. — РБК) идут многие страны. Мы считаем его правильным», — подчеркнули в Банке России.
Опасения Грефа по поводу создания единого сервиса в сфере биоэквайринга там не прокомментировали.
По состоянию на 1 января 2024 года доля Сбербанка по объему карточных операций в России превышала 70%, по количеству выпущенных карт — более 40%, по числу платежных терминалов — около 60%. Такие данные содержатся в проекте «Основных направлений развития национальной платежной системы (НПС) на период до 2027 года» ЦБ (документ есть у РБК).
«Столь высокий уровень концентрации в этих сегментах наблюдается уже несколько лет, и, вероятно, формирование более конкурентной среды не может быть обеспечено чисто рыночными методами», — написано в материалах Банка России. ЦБ подчеркивает, что схожая ситуация наблюдается и в ряде других стран, что «позволяет сделать вывод о склонности платежных рынков к концентрации».
«В этой связи регуляторы других стран применяют различные меры, в том числе вводят для крупнейших участников более высокие требования по раскрытию информации, обеспечению бесперебойности и интероперабельности, в том числе с использованием Открытых API», — указано в той же стратегии ЦБ. Система Open API — это инструмент, позволяющий безопасно и быстро передавать данные между разными игроками.
В ноябре 2024 года стало известно, что Банк России покинет основной идеолог его проектов в сфере платежей — первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова. Она работала там с 2014 года.
Департамент национальной платежной системы стал курировать первый зампред Дмитрий Тулин. Директор департамента информационных технологий Банка России Зульфия Кахруманова была повышена до зампреда. Помимо своего подразделения, она теперь курирует департамент финансовых технологий и операционный департамент.
Что о споре Грефа с ЦБ думают эксперты
«Принципиально правильные меры ЦБ по внедрению единых стандартов зачастую реализуются в не самых рыночных форматах. Это приводит в ряде случаев к замене монополии отдельных игроков на рынке на монополию регулятора», — говорит глава правления ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. Он считает, что при внедрении единого QR-кода «вряд ли нужно было полностью подавлять аналогичные инициативы рынка», поскольку банки были готовы одновременно технологически поддерживать различные форматы QR-кодов.
По словам управляющего партнера Fintech Partners Александра Калякина, претензии Грефа обоснованы частично. «Сбер», будучи крупнейшим игроком на рынке, действительно задает высокую планку в инновациях, а попытки Банка России стандартизировать эти инновации и сделать их доступными всему рынку могут снизить стимулы для таких лидеров», — отмечает эксперт. Он добавляет, что Сбербанк оказался не только быстрым, но и максимально ориентированным на инновации, что является редкостью для больших финансовых организаций. «Именно эта комбинация масштаба и скорости вызывает обеспокоенность Банка России, поскольку «Сбер» способен доминировать в любой инновационной нише, оставляя мало пространства для конкуренции», — заключает Калякин.
Банк России выступает одновременно и как регулятор, и как рыночный игрок, отмечает председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов: «С точки зрения общей теории конкуренции эта история плохая, так как, согласно этой теории, основной задачей государства является обеспечение равных условий для конкурирующих игроков. Сейчас на рынке у нас присутствуют, с одной стороны, частные игроки, а с другой стороны — инфраструктура, принадлежащая ЦБ, которой он обеспечивает регуляторную поддержку».
По словам Достова, вопрос о том, злоупотребляет ли ЦБ своим положением и «выходит ли за грани», очень сложный. «Но Греф однозначно прав в том, что если такая политика будет продолжаться, то она создает сложности для частных инноваций. Их число будет, несомненно, сокращаться. И является ли это разумной платой за развитие государственной инфраструктуры или долговременные последствия этого будут печальными, этот вопрос остается открытым», — констатирует эксперт.
Действия Банка России — внедрение СБП, создание единого QR-кода и введение бесплатных переводов до 30 млн руб., — безусловно, направлены на снижение монопольного положения «Сбера», однако они не оказывают масштабного негативного эффекта на банк, продолжает Калякин. Он считает, что «Сбер» обладает ключевыми конкурентными преимуществами, которые обеспечивают его устойчивое лидерство вне зависимости от регуляторных мер. К ним он отнес значительный финансовый ресурс, крупнейшую клиентскую базу и сильную команду.
Текущие споры вряд ли закончатся какой-то отменой проектов и ЦБ, и «Сбера» или сложностями в их развитии, считает сооснователь консалтинговой компании Futureproof Егор Кривошея. Но он подчеркивает, что необходимо создавать систему мотивации банков для инноваций, иначе в долгосрочной перспективе это действительно приведет к их сокращению. Биоэквайринг — стратегическая ставка «Сбера», в которую было вложено много инвестиций на обновление POS-терминалов, и если решение будет стандартизировано со стороны ЦБ, то это может ударить по крупнейшему банку напрямую, продолжает Кривошея. Поэтому, предполагает эксперт, Сбербанк мог сразу включиться в создание единого биоэквайринга вместе с НСПК, чтобы использовались его технологии для стандартизированного решения.
Споры участников рынка и регуляторов по платежным проектам не особенность российского рынка, добавляет Прохоров: «Мы видели реализацию такого подхода и в Китае, и в Европе (open API). В России ситуация усугубляется крайне высокой долей государства на финрынке — около 80%, что создает ситуацию борьбы с монополизмом «пчелы против меда».