«Сбер» счел вероятным резкий подъем ставки ЦБ из-за разгона инфляции
Повышение ключевой ставки на 1 процентный пункт с текущих 5,5 до 6,5% уже на июльском заседании Банка России «становится все более вероятным», написал в обзоре старший стратег по долговому рынку SberCIB Investment Research Игорь Рапохин.
Накануне, 7 июля, «вышли июньские данные по инфляции в России, из которых стало понятно, что признаков значительного улучшения ситуации нет», отметил аналитик. В июне рост ускорился до 6,5% годовых после 6% в мае. Индекс потребительских цен обновил максимальное значение с лета 2016 года. Рост цен наблюдается не только в сегменте продовольственных товаров (7,9%), но и в корзине непродовольственных товаров (7,04%).
Хотя рост цен в июне к предыдущему месяцу составил 0,69 против 0,74% в мае с поправкой на сезонность, он оказался выше консенсус-прогноза Bloomberg, отмечает Рапохин. «С учетом более жесткой риторики ЦБ в последнее время эти данные говорят о возросшей вероятности того, что на заседании 23 июля ЦБ повысит ставку сразу на 100 базисных пунктов (базисный пункт равен 0,01 процентного пункта. — РБК)», — аргументирует он.
Кроме того, второй день подряд повышается наклон кривой ОФЗ (показывает зависимость между доходностью гособлигаций и сроком их погашения). На фоне притока нерезидентов в краткосрочные ОФЗ доходности таких бумаг снизились на 1–3 базисных пункта. «В длинном сегменте доходности выросли на 1–3 б.п., что, по всей видимости, было следствием ухудшения геополитической ситуации, ослабления рубля и низкого спроса на аукционах Минфина, где предлагались длинные выпуски», — сказано в отчете.
Рубль снижается последние несколько дней. Пятого июля Минфин объявил о плане провести рекордные для этого года покупки валюты в июле в размере 296 млрд руб. на фоне роста цен на нефть. После этого курс ослабел на 2%, с 73,46 до 75,2 руб. за доллар.
ЦБ уже давал жесткие сигналы рынку. Так, председатель Банка России Эльвира Набиуллина в конце июня говорила, что совет директоров ЦБ на июльском заседании будет рассматривать варианты повышения ставки на 0,25–1 п.п. Высокие инфляционные ожидания и сильный разрыв между спросом и предложением могут потребовать более быстрой нейтрализации денежно-кредитной политики, объясняла она. Диапазон нейтральной ДКП оценивается в 5–6%.
«В августе—сентябре, возможно, мы увидим дезинфляционные процессы, связанные с урожаем. К концу года мы ждем инфляцию ниже текущих значений», — отмечал в интервью «Коммерсантъ-Ярославль» глава департамента ДКП ЦБ Кирилл Тремасов. По его словам, экономика сейчас возвращается на докризисный уровень. «По этому году рост ВВП у нас, скорее всего, превысит 4%. А потом мы вернемся к потенциальному тренду и продолжим движение», — говорил он.
В текущем прогнозе ЦБ ожидает роста ВВП на 3–4% в 2021 году, но на ближайшем июльском заседании, которое будет опорным, ЦБ, как ожидается, пересмотрит свои прогнозы.