ЦБ введет требования к деловой репутации для всех банкиров
Регулятор намерен ужесточить ответственность для рядовых сотрудников банков, уличенных в участии в незаконных финансовых операциях. В отношении них может быть применен запрет на работу в кредитных организациях. Подобная практика сейчас применяется в отношении топ-менеджеров банков, которые могут понести уголовное наказание за преднамеренное банкротство кредитных организаций или причинение ущерба кредитным организациям и их кредиторам. Участники рынка опасаются, что борьба регулятора за чистоту деловой репутации его участников может обернуться преследованием рядовых сотрудников, а организаторы преступных схем будут уходить от ответственности.
О планах регулятора по борьбе со злоупотреблениями в финансовой сфере на ежегодной встрече с банкирами в подмосковном пансионате «Бор» рассказал первый зампред ЦБ Сергей Швецов. «Мы планируем оказывать воздействие на деловую репутацию абсолютно всех сотрудников», — заявил он.
Это концептуально новый подход. До сих пор требования к деловой репутации финансистов (прежде всего банкиров) существовали лишь для руководства и собственников банков. Они лишаются права на профессию на пять лет в случае уличения в действиях, ставших причиной банкротства банка.
Однако, как пояснил Сергей Швецов РБК, в злоупотреблениях в банках активно участвуют и рядовые сотрудники, «вплоть до тех же операционистов, которые в ряде кредитных организаций прямо участвовали в формировании тех же скрытых (забалансовых) вкладов». По его словам, ЦБ планирует лишать таких рядовых сотрудников права на профессию наравне с руководством и собственниками банков. «Сейчас на рынке есть запрос на недобросовестных сотрудников, а лиц, не готовых участвовать в реализуемых руководством банка схемах, и лиц с хорошей деловой репутацией просто не берут на работу. Мы хотим кардинально изменить данную ситуацию, создав спрос на хорошую деловую репутацию», — добавил он.
Сейчас новая концепция прорабатывается. Сроки ее реализации Сергей Швецов назвать отказался, уточнив вместе с тем, что реализована эта идея будет «в любом случае».
Выгода работодателей
РБК обратился за комментариями грядущих нововведений ЦБ в десять крупных банков, но комментировать обсуждаемые меры официально стали немногие. При этом участники рынка в целом поддержали идею ужесточить ответственность за злоупотребления для рядовых сотрудников банков. «Особенно это важно, если речь идет о сотрудниках банков, имеющих доступ к материальным ценностям. Если на предыдущем месте работы человек мошенничал, то большая вероятность, что он продолжит поступать так же и на новом месте работы», — считает член правления СДМ-банка Александр Голубев. По его словам, такой сотрудник должен иметь «черную метку», чтобы его следующий работодатель понимал, кого он планирует принять на работу.
«Мы поддерживаем усилия ЦБ по борьбе со злоупотреблениями в банковской сфере. Однако мы сможем прокомментировать данную инициативу, когда ознакомимся с деталями документа», — заявили РБК в пресс-службе ВТБ.
Сколько банкиров ответили перед законом за банкротство кредитных организаций
По информации Банка России, с 2006 года к административной ответственности за доведение кредитной организации до банкротства были привлечены топ-менеджеры 69 банков. Уголовное наказание за умышленное банкротство понесли 57 банкиров (из 55 кредитных организаций), в судах по уголовным статьям находятся дела лиц, контролировавших деятельность 17 банков. В качестве подозреваемых по уголовным делам рассматриваются собственники и руководители свыше 80 банков. В основном банкиров обвиняют или подозревают в совершении преступлений по следующим статьям УК РФ: 159 («Мошенничество»), 160 («Присвоение и растрата»), 196 («Преднамеренное банкротство») и 201 («Злоупотребление полномочиями»).
По словам президента Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, сотрудник банка должен понимать, что он может лишиться профессии за участие в схемах по обналичке, созданию забалансовых счетов. «Репутация банкира должна быть безупречной, поскольку это формирует доверие ко всему банковскому рынку», — отметил он. В качестве примера важности деловой репутации для банкира Тосунян привел практику, принятую ФРС США. «Сотрудники этой организации могут потерять работу даже за несколько незначительных административных правонарушений, включая штраф за неправильную парковку», — рассказал он.
Пострадают рядовые
Вместе с тем некоторые банкиры сомневаются в эффективности ужесточения политики регулятора в рамках мер по борьбе со злоупотреблениями в банках. «Я бы не ожидал, что ужесточение требований к деловой репутации банкиров поможет очистке рынка от недобросовестных сотрудников», — говорит руководитель юридического департамента крупного банка. По его словам, регулятору и правоохранительным органам будет очень сложно доказать, что рядовой сотрудник сознательно участвовал в мошеннических схемах. «Тот же операционист всегда попытается отговориться тем, что просто выполнял служебную инструкцию и ничего не знал о нарушениях», — рассуждает банкир.
Предправления банка из топ-20 опасается, что в результате нововведений ЦБ ответственность за недобросовестные действия может быть просто переложена с реальных организаторов схемы на простых исполнителей. «В любом банке существуют неофициальные процедуры, которые могут быть не оформлены по правилам внутреннего регламента. Например, письма руководства по электронной почте или даже устные приказы», — поясняет он. Поэтому, считает банкир, важно при расширении процедуры профессиональной ответственности, чтобы регулятор не упускал из вида тех, кто отдает приказы.
Гарегин Тосунян согласен, что существуют риски, что под профессиональный запрет могут попасть исполнители, которые не были в курсе происходящего. «У нас сейчас политика ужесточения наказаний, но зачастую мы не можем привлечь к ответственности тех банкиров, которые явно совершали мошеннические действия», — говорит он. Поэтому, по словам главы АРБ, важно, чтобы правоприменительная практика не была карательной по отношению ко всем сотрудникам банка, в котором были обнаружены сомнительные операции.
Суд не поможет
По словам партнера коллегии адвокатов «Оганян, Арапиев и партнеры» Зелимхана Арапиева, у сотрудников банков, заподозренных в участии в сомнительных операциях, мало шансов опротестовать запрет профессии в суде. «Практика такова, что зачастую помимо трудового договора сотрудникам компаний и банков приходится при приеме на работу подписывать еще внутренние регламенты, устанавливающие правила и должностные обязанности. Если потом оказывается, что деятельность работника противоречила законодательству, то суды, как правило, не встают на их сторону. Они мотивируют свое решение тем, что каждый должен был знать, что подписывал, на что соглашался», — отмечает юрист.