FT узнала о планах Фридмана и Авена продать доли в Альфа-банке
Михаил Фридман и Петр Авен намерены продать доли в Альфа-банке своему бизнес-партнеру Андрею Косогову за 178 млрд руб. ($2,3 млрд), пишет The Financial Times со ссылкой на четырех собеседников, знающих о договоренности и ознакомленных с документами о сделке. Косогов подтвердил, что сделка была согласована, но отказался от дальнейших комментариев, отмечает издание.
Год назад Косогов стал владельцем 41% Альфа-банка. Доля Петра Авена тогда составила 12,4%, у Михаила Фридмана — 32,9%, в сумме они владеют чуть более 45% Альфа-банка совместно через базирующуюся в Люксембурге холдинговую компанию, которая, в свою очередь, контролирует кипрскую материнскую компанию банка. Косогов с 1992 по 1998 год занимал должность генерального директора УК «Альфа-Капитал», с 1998 по 2005 год был первым заместителем председателя правления Альфа-банка и руководителем инвестиционного блока. Он являлся членом совета директоров группы «Альфа Страхование», членом совета директоров Альфа-банка, членом совета директоров ABH Holdings S.A., председателем совета директоров УК «Альфа-Капитал».
До начала российской спецоперации на Украине балансовая стоимость банка составляла $10,6 млрд, отмечает FT. Банк не публиковал свою отчетность после начала конфликта.
Фридман и Авен попали под британские и европейские санкции после начала военной операции России на Украине. Альфа-банк попал как под британские, так и под американские блокирующие санкции, а в феврале 2023 года — и под европейские. Фридман, несмотря на это, остался в Великобритании, Авен тоже не возвращался в Россию, которую покинул вскоре после начала операции, напоминает FT. Оба бизнесмена столкнулись с заморозкой активов и с жесткими ограничениями на дозволенный им размер расходов.
Как отмечает FT, сделка по продаже Альфа-банка потребует согласования регуляторов, в том числе Банка России и, возможно, органов США и ЕС, отвечающих за санкционную политику. РБК направил запрос в Альфа-банк и ЦБ.
Продажа Альфа-банка также призвана ослабить давление на банк в России, где контрсанкции Кремля против «недружественных стран» создали трудности для управления Альфа-банком и его способности получать доступ к государственному финансированию, сообщили источники. В то же время бизнесмены не получали каких-либо указаний на то, что продажа Альфа-банка поможет снять санкции ЕС, подчеркивает FT.
FT пишет, что ABH Financial Limited, кипрская головная структура банка, еще до введения европейских санкций опубликовала заявление о необходимости срочно «избавиться от этого спорного актива, чтобы избежать дальнейших регулятивных, политических и репутационных последствий».
По данным издания, Фридман и Авен путем продажи долей стремятся освободиться от западных санкций. Они «хотят сделать все возможное, чтобы избавиться от своих российских активов и добиться снятия санкций», сказал один из источников, осведомленных о сделке. Как писал Bloomberg, в адрес руководства Евросоюза было направлено письмо пересмотреть санкции против Фридмана с учетом того, что он инвестировал в Украину и дружил с российским оппозиционером Борисом Немцовым, убитым в 2015 году, — оно было подписано главредом «Новой газеты» и лауреатом Нобелевской премии Дмитрием Муратовым, аналогичная просьба была направлена оппозиционером Ильей Яшиным (признан иноагентом), находящимся в СИЗО. По данным бывшего главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова (признан иноагентом), еще одно письмо с просьбой снять санкции с Фридмана было отправлено на имя главы Еврокомиссии Урсулы фон дер Ляйен и главы евродипломатии Жозепа Борреля, под ним подписались оппозиционер Леонид Волков (признан иноагентом), журналист Леонид Парфенов, основатель телеканала «Дождь» (внесен в России в реестр СМИ-иноагентов) Наталья Синдеева (признана иноагентом) и другие.