ФАС не поверила в лидерство «Тинькофф» по числу клиентов
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) оштрафовала Тинькофф Банк на 100 тыс. руб. за нарушение закона «О рекламе», следует из постановления ведомства. Служба встала на сторону гражданина, который пожаловался на два рекламных ролика Тинькофф Банка, транслировавшихся на федеральных телеканалах в ноябре прошлого года.
В промо «Тинькофф» позиционировал себя как «крупнейший частный банк в России по количеству клиентов» и «третий банк по количеству клиентов». Оба утверждения сопровождались ссылкой на опрос Deloitte о предпочтениях розничных клиентов российских банков.
«В результатах исследования отражается количество активных розничных клиентов банка, воспользовавшихся услугами банка за последние 30 дней», —указывает ФАС, подчеркивая, что «Тинькофф» поставил себя на третье место в России по общему количеству клиентов, а не только розничных.
«Соответственно, потребители не получают информацию о критериях сравнения, на основании которых утверждается о превосходстве АО «Тинькофф Банк» над другими банками, что искажает смысл рекламы и вводит потребителей в заблуждение», — говорится в постановлении. На этом основании ФАС постановила, что «Тинькофф» использовал в своей рекламе некорректные сравнения товара, а также упустил часть существенной информации о товаре (ст. 5 закона «О рекламе»). Доказательств, что «Тинькофф» является крупнейшим частным банком в России или третьим банком в стране по общей численности клиентов, кредитная организация не предоставила, отмечается в постановлении.
Консалтинговая компания Deloitte в сентябре 2020 года опубликовала исследование, в котором в том числе приводились результаты опроса популярности банков у населения. Его респонденты отвечали на вопрос, услугами каких банков вы воспользовались за последние 30 дней: на первом месте оказался Сбербанк, с долей клиентов в 87,1%, на втором — ВТБ (23,4%), на третьем — Тинькофф Банк (19,2% респондентов). По мнению Deloitte, эти данные можно использовать как косвенный показатель для измерения активной базы розничных клиентов. На основе проанализированной отчетности за 2019 год авторы исследования указали, что по объему выданных населению кредитов в денежном выражении «Тинькофф» занимает восьмое место среди российских банков, а по привлеченным средствам населения — 11-е. По данным banki.ru, на 1 июля 2021 года Тинькофф Банк занимал восьмое место по обоим показателям.
По итогам первого квартала Тинькофф Банк обслуживал текущие счета более 8,9 млн клиентов, следует из отчетности TCS Group по МСФО. Общее число пользователей всех продуктов экосистемы «Тинькофф» на отчетную дату оценивалось в 14,8 млн.
Представитель Тинькофф Банка сообщил РБК, что решение антимонопольной службы «касается детализации формулировок» в рекламе. «Мы внимательно изучили решение ФАС и учтем его в дальнейших кампаниях», — сказал он.
В «Тинькофф» по-прежнему считают, что утверждения о величине клиентской базы банка верны. Последующие исследования российского банковского рынка (в частности, исследование Frost&Sullivan и «НЭО Центра» от июня 2021 года) также подтвердили, что «Тинькофф» на сегодняшний день является третьим банком в России по общей активной клиентской базе (с учетом как физических, так и юридических лиц), сказал представитель кредитной организации.
Ранее ФАС штрафовала «Тинькофф» за незаконный сбор и обработку персональных данных при звонках сторонним клиентам, а сам банк привлек службу в качестве третьего лица по искам к «МегаФону» и «ВымпелКому».