Власти одобрили идею МВД о праве следователей замораживать счета без суда
Почему ЦБ имеет аргументы «против» инициативыКомиссия правительства по законопроектной деятельности одобрила предложение Министерства внутренних дел (МВД), которое даст следователям и дознавателям право блокировать банковские счета без судебного решения на срок до десяти дней. Об этом РБК сообщили в пресс-службе правительства.
«Законопроект рассмотрен на комиссии правительства по законопроектной деятельности и одобрен для рассмотрения на заседании правительства Российской Федерации», — сказал представитель кабмина. Источник РБК, знающий о ходе обсуждения инициативы, отметил, что на заседании 9 декабря была «ожесточенная дискуссия», а законопроект будет дорабатываться ко второму чтению. Инициативу в первоначальном виде не поддержал Банк России — регулятор считает такой подход слишком серьезным расширением доступа к банковской тайне.
Законопроект направлен на борьбу с преступлениями, совершаемыми в интернете и с помощью звонков, а также для оперативного принятия мер по возмещению ущерба жертв мошенников, следует из пояснительной записки к нему. Там отмечается, что одной из проблем расследования таких преступлений является длительный процесс получения информации от банков — в среднем они отвечают на запрос в течение одного месяца.
Ранее об инициативе МВД написали «Ведомости». РБК разбирался, какие именно банковские операции смогут самостоятельно блокировать следователи и есть ли риски злоупотребления полученным правом. Законопроект и материалы к нему есть в распоряжении редакции.
Что предлагает МВД
- Законопроект дополняет Уголовно-процессуальный кодекс новой ст. 115.2. Согласно формулировкам, следователи (с согласия руководителя) или дознаватели (с согласия прокурора) могут без решения суда направить запрос в банк, чтобы тот заблокировал денежные операции по банковским счетам, вкладам или депозитам фигуранта уголовного дела, а также электронные денежные средства и авансовые платежи за услуги связи при наличии «достаточных оснований полагать, что эти счета использовались в преступных целях». Дознаватель, как и следователь, занимается расследованием уголовных дел, но следователь — это занимаемая должность, а дознавателем может быть любой сотрудник, назначенный приказом начальника органа дознания, например оперуполномоченный отдела экономической безопасности и противодействия коррупции, объясняет партнер Criminal Defense Firm Анна Голуб.
- Параллельно для исполнения этой нормы будут внесены поправки в ст. 26 закона «О банках и банковской деятельности», которая касается банковской тайны. Следователи и дознаватели попадут в круг лиц, кому она станет доступна без решения суда. Сейчас доступ к информации о клиентах банка помимо самой кредитной организации по умолчанию есть только у ЦБ и Агентства по страхованию вкладов. Речь идет о счетах физических и юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
- Блокировка операций означает, что владельцы счетов не смогут расходовать средства, снимать наличные, а также закрывать счет, вклад или депозит, в том числе путем перевода денег на другой счет. При этом приостановка операций может быть установлена только в пределах суммы зачисленных денежных средств в ходе совершения преступных действий.
- Предлагаемый срок блокировки операций — до десяти дней — объясняется тем, что в более короткий период сложно получить сведения о принадлежности банковских счетов или электронных кошельков к преступной деятельности.
- Для приостановки операций следователь или дознаватель должны направить соответствующее уведомление в банк. Кредитная организация должна направить ответ об исполнении требований в течение 24 часов, а вместе с ним — сведения о счете клиента.
- Идентификация клиента, чей счет поручено заморозить, возможна, даже если у следователя не будет сведений о его банковском счете или вкладе. Он может указать в постановлении «абонентский номер, номер платежной карты, номер договора либо иную информацию» для поиска клиента.
- Запросы в банки кроме следователя и дознавателя смогут направлять руководитель следственного органа, начальник органа дознания и орган дознания. Срок обработки запроса — три дня, если иное не прописано в самом запросе.
- После блокировки в течение десяти дней следующим шагом является арест денежных средств на счетах при наличии оснований для этого (по решению суда). Если они отсутствуют, то работоспособность счетов должна быть восстановлена.
- Предполагаемый срок вступления нормы в силу — 1 сентября 2025 года.
Масштабы интернет-преступлений
За шесть лет число преступлений с помощью информационно-телекоммуникационных технологий выросло в четыре раза — с 174,7 тыс. в 2018 году до 677 тыс. в 2023 году, говорится в пояснительной записке к законопроекту. Каждое третье преступление совершается в интернете, а 80% из них являются дистанционными хищениями денежных средств.
По данным Банка России, за январь—октябрь 2024 года мошенники путем денежных переводов украли у банковских клиентов 18,3 млрд руб. Из них банки смогли возместить жертвам злоумышленников только 11,9% похищенных средств.
Какие аргументы «за» и «против» приводит ЦБ
Как отмечается в материалах к комиссии по законопроектной деятельности, Банк России в целом согласен с идеей «разработать экстраординарные меры» для предотвращения хищения денег кибермошенниками. Но ЦБ считает необходимым ограничить перечень уголовных дел, по которым банки будут обязаны предоставлять дознавателям сведения: речь идет о пяти статьях Уголовного кодекса — 158 (кража), 158.1 (мелкое хищение), 159.1, 159.2, 159.3 (мошенничество в сфере кредитования, при получении выплат и с использованием электронных средств платежа).
«По таким статьям, как правило, возбуждаются уголовные дела о дистанционном хищении денег клиентов — с использованием персональных данных и реквизитов электронных средств платежа. Кроме того, именно в таких случаях требуется максимально оперативно приостанавливать операции по счетам и, соответственно, получить доступ к банковской тайне», — пояснил РБК представитель регулятора. Он отметил, что у российских следователей уже есть доступ к банковской тайне при наличии судебных решений.
«Регулятор считает целесообразным наделить полномочиями на приостановление операций и на получение сведений о них не всех дознавателей, а только дознавателей органов внутренних дел Российской Федерации», — добавили в ЦБ.
В материалах комиссии приводится еще один аргумент ЦБ «против» — необоснованное расширение и упрощение доступа к банковской тайне и «ослабление режима ее защиты», по мнению регулятора, ограничивает права граждан как потребителей финансовых услуг и их права распоряжаться денежными средствами.
Предложение Банка России не поддержали МВД и Генпрокуратура.
В комментариях ведомств к проекту отмечается, что «проблематика» хищений денег с банковских счетов, в том числе с помощью подставных лиц (дропов), широкая.
«Они привлекаются <...> и для игорного бизнеса, при совершении преступлений, связанных с приобретением и сбытом наркотических средств, где также используются счета и преследуется корыстная цель — получение дохода виновными лицами, соответственно, возникает необходимость оперативного принятия решения о приостановлении операций с денежными средствами по указанным счетам. А включение ограниченного перечня преступлений, как предложено Банком России, не позволит пресекать преступную деятельность по целому ряду преступлений», — аргументировали в МВД, следует из протокола совещания ведомств по этой теме.
За проект в том виде, что он представлен сейчас, выступили Минфин, Минюст, Минцифры, Генпрокуратура, Следственный комитет, Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС) и Федеральная служба судебных приставов (ФССП), ФСБ, а также Росфинмониторинг.
РБК направил запросы в Минюст и Минфин.
Какие плюсы и риски видят эксперты у блокировок без суда
Опрошенные РБК эксперты сходятся во мнении, что расширение доступа к банковской тайне может привести к злоупотреблениям и коррупции. Следователь и дознаватель — это конкретные лица с субъективным мнением, и блокировка средств по их решению на длительный срок создает серьезные риски для бизнеса, говорит член генсовета, руководитель экспертного совета по уголовно-правовой политике и исполнению судебных актов «Деловой России» Екатерина Авдеева. По ее словам, за десять дней заморозки счетов можно сильно осложнить жизнь любой, даже самой крупной и устойчивой компании, не говоря уже о малом и среднем бизнесе, предпринимателях или физлицах. «Деловая Россия» предлагает блокировать операции по счету на срок не более трех дней, а затем продлевать этот срок только по решению суда, продолжает Авдеева.
Такая блокировка может быть использована как инструмент борьбы с предпринимателями в качестве незаконного рычага воздействия, соглашается управляющий партнер юридической компании «Альтависта» Владимир Воронин: «Предприниматель, обжалуя незаконный арест счетов, не сможет нести свои финансовые, в том числе срочные, обязательства и т.д., поэтому инициативу ЦБ о возможности применения таких процессуальных мер только по отдельным категориям преступлений, то есть только по дистанционным мошенничествам, считаю правильной».
Авдеева также обращает внимание на тот факт, что преступные средства могут направляться на счета третьих лиц, которые не знают о порочной природе этих денег. Например, этими средствами могут производиться расчеты по договорам купли-продажи или иным сделкам, либо счета могут использоваться в преступных целях без ведома их владельцев, перечисляет эксперт: «При этом приостанавливаются все операции по счету непричастного лица, чем нарушаются его права и оказывается существенное влияние на деятельность хозяйствующего субъекта или физического лица».
В случае с банковскими мошенниками данный инструмент не поможет, считает Голуб. Она объясняет это тем, что при хищении денежных средств, как правило, участвует несколько счетов и деньги сразу уходят со счета на счет в течение нескольких минут, пока последний участник цепочки не обналичит их в банкомате. Воронин считает более эффективным способом противодействия такому виду преступлений исключение возможности дистанционного кредитования и перевода значительной денежной суммы со счета на счет без дополнительного контроля со стороны банков. Например, с 1 марта 2025 года вступает в силу закон, по которому банковские клиенты смогут устанавливать самозапрет на выдачу кредитов или займов.
«Инициатива МВД направлена на блокировку денежных средств на счетах получателя, то есть дропперов или прямых мошенников. В то время как усилия банков направлены в первую очередь на недопущение перевода средств на счет мошенника — в случае подозрительной операции они блокируют счета своих клиентов, то есть отправителей», — отмечает председатель Национального совета финансового рынка (НСФР) Андрей Емелин. Он считает, что расширение полномочий МВД в целом «повысит эффективность борьбы с мошенниками», но следователям придется действовать «очень быстро», а похищенные деньги могут находиться на счете всего несколько минут.
«Очевидно, что МВД хочет создать универсальный механизм, чтобы решить сразу несколько задач, и поэтому текущие формулировки законопроекта предполагают блокировку любых средств, полученных в ходе совершения любых преступлений, а не только в результате дистанционных хищений у банковских клиентов. Это гораздо шире, чем антифрод, и трудно оценить, насколько этот механизм адекватен для менее «быстрых» преступлений», — резюмирует глава НСФР. Банковское объединение поддержало позицию ЦБ в этом вопросе. В Ассоциации банков России отказались от комментариев.