Reuters узнал о новой оценке ЦБ по возврату денег из банка плохих долгов
Центробанк, который два года назад начал санацию сразу трех крупных частных банков («ФК Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк) и разделил их на организации «хороших» и проблемных активов, может вернуть не более 20% стоимости банка «плохих» активов. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на три источника, знакомые с расчетами.
После санации трех финансовых групп регулятор направил на поддержку их капитала и ликвидности около 3 трлн руб., а также выделил их проблемные активы в отдельную структуру — в банк непрофильных активов. Таких насчиталось на 2 трлн руб., их перевели на баланс банка «Траст» (позже к нему добавили еще и Рост Банк Микаила Шишханова, чья семья контролировала Бинбанк до его санации).
Если изначально с помощью фонда проблемных активов на базе банка «Траст» регулятор рассчитывал вернуть до 60% потраченных на санацию средств, то позже эта оценка снизилась до 40%, а теперь, согласно информации трех источников агентства, знакомых с процессом анализа активов «плохого банка», возвратными считают только около 20% активов.
Знакомый с деталями оценки собеседник добавил, что если ЦБ восстановит более 10–20% общей стоимости активов в той части, которая приходится на Бинбанк и Рост Банк, то это будет «очень хорошим результатом».
«Реальный recovery rate (степень возврата, сумма, которую кредитор получил бы в качестве полной компенсации своих требований по непогашенному кредиту. — РБК) вряд ли превысит 20%, скорее, он будет ниже. Все дело в том, что эти активы изначально были учтены по завышенной стоимости», — сказал один из источников.
Он считает, что не сразу, но регулятору придется признать, что реальная ситуация с активами «Траста» намного печальнее, чем казалось ранее.
Пресс-служба Центробанка не ответила на запросы Reuters. Пресс-секретарь банка «Траст» указал, что процесс оценки активов пока не завершен, и отказался от дополнительных комментариев.
Директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Михаил Доронкин считает, что снижение оценки возвратности активов до 20% в значительно большей степени отражает рыночную реальность. При этом он не исключил возможность дополнительного снижения уровня возвратности по мере реализации мер по взысканию.
«Для российского банковского сектора исторически характерен крайне низкий уровень возвратности активов (так называемый recovery rate): с 1991 года было удовлетворено только порядка 6% требований кредиторов третьей очереди, при этом возвратность по выданным кредитам составила порядка 10%», — пояснил Доронкин.
В декабре прошлого года зампред Центробанка Василий Поздышев указывал, что изначально регулятор понимал переоцененность многих активов в три-четыре раза. Он пояснил, что Банк России принял их на баланс, потому что «лучше принять на баланс актив, хоть он даже и переоценен, чем вообще ничего не принять на баланс».
В ноябре 2018 года председатель правления «Траста» Александр Соколов рассказывал РБК, что между банком и ЦБ идет интенсивная работа по выравниванию позиций в части оценки активов и возможной прибыли от их продажи. Он также признавал, что стоимость большей части активов, которые пришли в «Траст» вместе с балансом Рост Банка, была завышена в несколько раз и не имела ничего общего с реальной стоимостью.