S&P спрогнозировало начало «фазы роста» для банковского сектора России
По итогам 2021 года чистая совокупная прибыль российских банков может достичь 2–2,2 трлн руб., или $30 млрд, следует из обновленного прогноза рейтингового агентства S&P (есть у РБК). Финансовый результат сектора окажется на 30% выше сформированного ранее прогноза, если не произойдет существенных экономических или геополитических шоков, считают аналитики. Обновленная оценка учитывает произошедшее ужесточение денежно-кредитной политики ЦБ и опережающий рост кредитования, поддерживаемый восстановлением экономики.
«Мы считаем, что фаза коррекции в секторе завершена, и теперь полагаем, что [банковская] система перейдет к фазе роста», — говорится в материалах S&P. Агентство повысило свою оценку странового риска для российского банковского сектора и указало, что считает экономические и отраслевые риски для российских игроков сбалансированными в ближайшие 12–18 месяцев.
В связи с этим S&P предприняло «позитивные рейтинговые действия» в отношении 13 российских банков и концерна «Россиум», контролирующего Московский кредитный банк (МКБ).
- Агентство повысило долгосрочные рейтинги пяти кредитных организаций — Газпромбанка и Альфа-банка до ВВВ- с ВВ+, банка «Союз» — до ВВ- с В+, банка «ЦентрКредит» — до В+ с В, Уральского банка реконструкции и развития (УБРиР) — до В с В-.
- Аналитики подтвердили рейтинги МКБ (BB), ВТБ (BBB-), Совкомбанка (BB), Райффайзенбанка (ВВВ-) и «ЮниКредита» (BBB-).
- S&P пересмотрело прогнозы со «стабильного» на «позитивный» для Промсвязьбанка, банков «Ренессанс Кредит» и «Русский стандарт» с подтверждением их рейтингов на уровне BB, В+ и В соответственно.
Другие детали обновленного прогноза
По расчетам S&P, в 2021–2022 годах темпы кредитования в России будут опережать экономический рост и достигнут примерно 10%. Банковская розница при этом замедлится — до 15–20% к концу этого года — из-за ограничительных мер ЦБ и роста процентных ставок на рынке. Аналитики ожидают, что доля просроченной задолженности в розничном портфеле (NPL90+) стабилизируется на уровне 4,3–4,5% на горизонте следующего года. По данным ЦБ, летом доля проблемных кредитов физлиц достигла допандемийного уровня, а на 1 сентября показатель упал до 4,3%, хотя в абсолютном выражении объем просрочки превысил 1 трлн руб.
Доля проблемных кредитов (ссуды третьей стадии) в целом по сектору в этом году составит 7%, считают в S&P. Это ниже докризисных показателей 2019 года — 7,5%. По расчетам агентства, у 14 крупнейших российских банков плохие кредиты покрываются резервами на 67%. В базовом сценарии российские банки в этом году могут признать потери по 1% их кредитного портфеля с учетом амортизации, а в 2022 году — по 0,6–0,8%, говорится в комментарии агентства.