ФАС через суд обязала Райффайзенбанк дать контррекламу на телевидении
Такое требование при рекламных нарушениях применяется к банкам впервыеРайффайзенбанк должен купить рекламное время и показывать в прайм-тайм на телеканале РЕН ТВ свою контррекламу, указав, что его предыдущая реклама была недостоверной. Такое решение принял Арбитражный суд Москвы по иску Федеральной антимонопольной службы (ФАС), сообщили в ведомстве.
Ранее банк запустил рекламу карты со слоганами «Кешбэк на все», «Кешбэк на все без условий и ограничений» и «1,5% рублями, а не баллами». В роликах были дисклеймеры об условиях и ограничениях финансового продукта, но ФАС посчитала, что предупреждения «были размещены мелким шрифтом и демонстрировались в течение короткого времени». Служба признала рекламу ненадлежащей, оштрафовала Райффайзенбанк, но на том не остановилась.
В феврале 2023 года ФАС подала соответствующий иск в Арбитражный суд Москвы. «Суд полностью удовлетворил иск ведомства. Позже этот подход поддержали суды двух инстанций», — сообщили в антимонопольной службе. Ключевое требование ведомства заключалось в том, что банк должен показать контррекламу.
Теперь Райффайзенбанк должен:
- показать контррекламу на телеканале РЕН ТВ в прайм-тайм;
- контрреклама должна показываться неделю один раз в сутки;
- в контррекламе компания должна указать, что «антимонопольная служба признала рекламу дебетовой кешбэк-карты недостоверной и кешбэк начисляется не за все виды операций»;
- банку нужно предоставить в ФАС отчет о показе контррекламы.
«Райффайзенбанк всегда действует в полном соответствии с законодательством РФ. На нашем сайте всегда доступны полные условия программ лояльности, а сотрудники банка готовы ответить на любые вопросы клиентов в режиме 24/7», — сообщили РБК в банке в ответ на просьбу прокомментировать претензии ФАС.
В 2020 году ФАС уже предъявляла претензии к банку, найдя у него признаки нарушения антимонопольного законодательства при предоставлении клиентам кешбэка по кредитным и дебетовым картам. Ведомство сообщало, что на сайте банка клиентам предлагали карты с кешбэком в размере 1,5%, а в рекламных материалах финансовая организация обещала ежемесячно возвращать стоимость покупок без каких-либо ограничений. По данным ФАС, на некоторые операции кешбек не распространялся, а их список был представлен «в виде таблицы с указанием МСС-кодов». «Однако система применения таких кодов достаточно специфична, и большинство клиентов не владеют информацией о механизме ее функционирования, а также не знают о применении такой системы», — заявили в ФАС.
Российский Райффайзенбанк (принадлежит австрийской группе Raiffeisen Bank InternationaI) — один из немногих крупных банков, который не попал под западные санкции, что позволяет ему без ограничений проводить валютные операции. Как сообщала FT со ссылкой на слова топ-менеджера банка, на организацию приходится 40–50% от всех платежей между Россией и остальным миром. В июле агентство Reuters со ссылкой на источники писало, что австрийский акционер откладывает планы по уходу из России, поскольку Вена усиливает защиту давних связей с Москвой. По их словам, в Австрии надеются на скорое завершение боевых действий на Украине.
Что о практике контррекламы говорят эксперты
Как следует из статистики ФАС, за 2022 год служба возбудила 3,2 тыс. административных дел о нарушениях закона «О рекламе». 17,8% кейсов касалось недобрососвестного продвижения финансовых услуг. С начала года ФАС, в частности, сообщала о возбуждении дел за нарушения закона «О рекламе» против Росбанка и Почта Банка и о штрафах, наложенных на Сбербанк и банк «Открытие».
ФАС нечасто требует через суд от компании, которую уже оштрафовали за нарушения, запустить контррекламу, говорит партнер юридической фирмы Orlova\Ermolenko Сергей Ермоленко: «Это вообще довольно редкий инструмент. И нередко, что суды либо отказывали, либо форма опровержения была не такая затратная (например, обязывали на сайте дать опровержение)». Применительно к банкам такой практики вовсе не было, утверждает юрист.
За последние годы требование о размещении контррекламы применялось к сети «М.Видео» и компании «АльфаСтрахование», вспоминает руководитель практики антимонопольного и конкурентного права «Меллинг, Войтишкин и партнеры» Надия Гореславская. «На рынке банковских услуг такая мера, насколько нам известно, ранее не фигурировала», — говорит она.
Представитель ФАС не уточнил, добивалась ли до этого служба контррекламы именно от банков. В ответе на запрос РБК он напомнил, что ведомство может подать иск об осуществлении контррекламы в соответствии со ст. 33 закона «О рекламе». «Служба может воспользоваться своим правом в случае выявления недостоверной рекламы и выдачи предписания о прекращении нарушений закона «О рекламе», — сообщил представитель ФАС.
Гореславская допускает, что ФАС решила более жестко действовать в отношении Райффайзенбанка, поскольку тот уже допускал аналогичные нарушения именно при распространении рекламы об акции по карточному кешбэку.
«ФАС неоднократно заявляла, что планирует усилить контроль за рекламой банковских и финансовых услуг в связи со значительным количеством жалоб граждан на недостоверную рекламу в этих сферах», — отмечает юрист. Она, однако, не считает, что дело против Райффайзенбанка свидетельствует о принципиальном изменении подхода антимонопольной службы к банкам-нарушителям.
«При этом не можем исключать, что в будущем требования о контррекламе как к банкам, так и компаниям из других сфер могут применяться ФАС чаще, если этот инструмент покажет свою эффективность», — резюмирует Гореславская.