Как введение санкций США может повлиять на российские банки и их клиентов
Разработанный американскими сенаторами-демократами законопроект предусматривает целый ряд ограничительных мер против российского финансового сектора. Согласно ему в случае эскалации военных действий на Украине как минимум три российские финансовые организации могут попасть под новые санкции США. Сенаторы предложили выбрать такие организации из списка, куда вошли госкорпорация ВЭБ.РФ, Российский фонд прямых инвестиций и десять банков (в их числе не только государственные, но и частные): Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, МКБ, Альфа-банк, Россельхозбанк, «Открытие», Промсвязьбанк, Совкомбанк и Транскапиталбанк.
Документ также предполагает введение блокирующих вторичных санкций против любых провайдеров «специализированных услуг по передаче финансовых сообщений», если те продолжат работать с попавшими под санкции банками. К таким относятся, в частности, международная система SWIFT и российская система передачи финансовых сообщений, которая разрабатывалась в качестве альтернативы на случай отключения SWIFT в России. РБК разбирался, к чему могут привести столь жесткие ограничения, если законопроект все же одобрят и введут санкции.
Новый пакет также предусматривает персональные санкции против российских президента, премьер-министра и высшего военного руководства, ограничения на участие иностранных компаний и менеджеров в российских отраслях по добыче минерального сырья, запрет на любые операции с российским суверенным долгом и т.д. Поводом для них может стать вывод президента США, что правительство России (в том числе действуя через посредников) «вовлечено или сознательно поддерживает существенную эскалацию враждебной деятельности против Украины» по сравнению с периодом до декабря 2021 года.
Влияние потенциальных санкций на банки
Западные санкции делятся на блокирующие (SDN, Specially Designated Nationals) и секторальные (SSI, Sectoral Sanctions Identifications). При попадании под блокирующие санкции активы физических лиц и компаний как в США, так и в ЕС блокируются. И с теми, и с другими запрещается вести какие-либо дела и заключать сделки. Физлицам, попавшим под санкции, также запрещается въезд на территорию США и/или ЕС. Действие секторальных санкций распространяется на финансирование подсанкционного лица компаниями из США и ЕС. Но активы участников такого списка не замораживаются и от финансовой системы они не изолируются.
Кроме того, с принятием в 2017 году американского закона CAATSA за совершение существенных финансовых транзакций в интересах российских банков из списка SDN любой иностранный банк может сам лишиться доступа к американской финансовой системе (так называемые вторичные санкции).
Большинство госбанков в России уже давно попали под секторальные санкции США, в том числе Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Россельхозбанк и ВЭБ. «Наложенные ограничения не позволяют банкам привлекать долгосрочное фондирование за рубежом, и санкции привели к постепенному снижению заимствований банками на западных рынках», — напоминает старший директор аналитической группы по финансовым организациям Fitch Ratings Антон Лопатин. Однако ситуация с ликвидностью в России позволяет банкам рефинансировать оставшиеся заимствования локально как в рублях, так и в валюте.
В случае новых санкций банки будут внесены в список SDN и это выглядит достаточно агрессивным сценарием, говорит аналитик. Другим компаниям запретят любые операции с этими банками, а их активы и имущество на территории США полностью заблокируют, включая корреспондентские счета в банках США, напоминает партнер Borenius Russia Артем Жаворонков.
В список SDN уже включена группа менее крупных российских банков, в том числе банк «Россия», СМП Банк, РНКБ, Крайинвестбанк, Генбанк и др. В результате санкций они сконцентрировались на работе с клиентами, которые также находятся под санкциями, и на финансировании крупных госпроектов, отмечает директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА» Людмила Кожекина. «За счет преференций со стороны государства, направленных на нивелирование негативных последствий от введенных санкций, отдельным банкам из списка SDN удалось не только сохранить устойчивость бизнеса, но и существенно его укрепить и масштабировать», — добавляет она. Однако распространение более жестких санкций на крупнейшие банки, по словам эксперта, может стать более серьезным испытанием в силу существенности масштаба их деятельности, который потребует более значимых и оперативных мер поддержки со стороны государства.
В «Открытии» отказались от комментариев, остальные банки из списка не ответили на запросы РБК. «Нам каждый день чем-то угрожают, нас уже этим напугать невозможно. Что будет, то будет, господи... Мы ко всем вариантам событий готовы», — заявил 13 января глава Сбербанка Герман Греф.
Риски для валютных операций и «дочек»
Такие меры в случае их введения усложнят работу финансового сектора в России, а также повлияют на расчеты банков с иностранными контрагентами и населением, отмечает Лопатин. По оценкам Fitch Ratings, общий объем обязательств банков в иностранной валюте составляет около $320–330 млрд. В основном это депозиты и счета физических лиц и бизнеса, межбанковские операции и пр. «В активах у банков — наличных в валюте $50 млрд и еще на межбанковских счетах около $60 млрд, на ценные бумаги приходится $50 млрд, остальные валютные средства представляют кредиты клиентам», — оценивает Лопатин.
ЦБ и коммерческие банки накопили большой запас долларовой наличности, необходимой для выполнения обязательств перед валютными вкладчиками. Как следовало из обзора банковской системы ЦБ, по состоянию на 1 декабря 2018 года регулятор и российские банки хранили запасы наличности в иностранной валюте в эквиваленте $44 млрд (против $36 млрд на начало того же года и $20,6 млрд на начало 2017-го). В том числе у Банка России было порядка $31 млрд валютной наличности в декабре 2018-го. После этого ЦБ перестал публиковать такие данные, агрегировав их в категории «иностранная валюта и депозиты», что не позволяет корректно отделить запасы валютной наличности. На 1 декабря 2021 года у ЦБ и коммерческих банков эквивалент в этой категории составляет $230 млрд.
По мнению Лопатина, у банков может остаться возможность организовать расчеты и конвертацию валюты через азиатские страны, однако эти операции будут дороже.
В случае попадания указанных российских банков в список SDN их российские и иностранные дочерние компании, где доля собственности превышает 50%, будут автоматически подвергнуты тем же санкциям, говорит глава французского отделения консалтинговой компании Aperio Intelligence Джордж Волошин. Но у американского законодателя нет намерения навредить экономическим интересам и финансовой стабильности других государств, поэтому если их иностранные «дочки» имеют более или менее существенное значение для какой-либо иностранной юрисдикции, то возможно применение точечных изъятий, например в рамках генеральной лицензии, продолжает эксперт: «Так было, например, с турецким DenizBank, который был выведен в октябре 2014 года из-под секторальных санкций США, под которые попал мажоритарный акционер Сбербанк». Из-под европейских санкций банк вывести не удалось, и в итоге Сбербанк его продал.
Проблемы с банковскими картами
В случае попадания банков в SDN риск их отключения от платежных систем Visa и Mastercard практически стопроцентный, говорит Жаворонков. «Обе компании зарегистрированы в США и обязаны соблюдать требования санкционного законодательства США. Никаких действенных способов заставить процессинговые компании осуществлять платежи не существует, поскольку такие процессинговые компании сами могут попасть в SDN и прекратить бизнес», — отмечает он.
Чтобы при отключении от международных платежных систем (МПС) карты российских банков продолжали работать, в 2014 году в России была создана Национальная система платежных карт (НСПК), которой МПС передали обработку трафика на территории страны. Но НСПК обеспечивает работу Visa и Mastercard только внутри страны.
При этом в 2019 году ПЦ «КартСтандарт», который предоставляет банкам услуги процессинга, перестал обслуживать внутри России карты Visa и Mastercard, принадлежащие клиентам попавшего под американские санкции Еврофинанс Моснарбанка. Его операции блокировались на уровне «КартСтандарта», объясняли тогда в НСПК: «Транзакции по картам корректно обрабатываются в НСПК, как и установлено законодательством, но не получают авторизации от банка-эмитента, от имени которого выступает процессинг «КартСтандарта».
Отключение санкционных банков от Visa и Mastercard внутри России не должно повториться, так как после инцидента в 2019 году были установлены законодательный запрет на одностороннее отключение банков процессинговыми компаниями и штраф за его нарушение, считает глава ассоциации «Финансовые инновации» Роман Прохоров. Кроме того, минувшим летом Ассоциация банков «Россия» подготовила рекомендации по работе с внешними процессинговыми компаниями, чтобы снизить риски отключения карт от обслуживания. Например, банкам рекомендовано иметь резервный процессинг, рассказывает вице-президент ассоциации Алексей Войлуков. Он также считает, что крупным банкам эти риски не страшны, так как те самостоятельно обрабатывают карты и не привлекают внешние процессинговые центры.
Карты Visa и Mastercard, по сути, нужны только для поездок за границу и для оплаты товаров на зарубежных сайтах, внутри России достаточно карты «Мир», говорит Прохоров. Если банк попадет под санкции, то расплатиться его картами Visa и Mastercard за рубежом уже будет нельзя, добавляет он: «На этот случай нужно будет либо открыть карту МПС в другом банке, либо вообще пользоваться наличными. Можно также воспользоваться кобейджинговыми картами с несанкционными юрисдикциями, например МИР — JCB».
При перевыпуске карты банк под санкциями, скорее всего, не сможет снова выпустить карты Visa или Mastercard — в этом случае клиентам надо открывать карту другой платежной системы или уходить в другой банк, добавляет Войлуков, напоминая, что российские банки выпускают также карты японской системы JCB и китайской UnionPay.
Угроза для SWIFT и ее российского аналога
SWIFT будет вынуждена мгновенно отреагировать на такие санкции путем отказа от обслуживания подсанкционных финансовых институтов, говорит Волошин. Вместо SWIFT можно использовать электронную почту, передачу сообщений по каналам телексной связи, бумажные платежные поручения — это сильно замедляет процесс прохождения платежей, но не делает их невозможными, объясняет Жаворонков. Банки, которые уже находятся под блокирующими санкциями США, предупреждают своих клиентов о рисках денежных переводов в иностранной валюте и просят не проводить такие операции. Например, так делают РНКБ и СМП Банк, указывает Волошин.
В России с 2014 года также действует аналог SWIFT — Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Она была создана для возможности осуществления платежей банками, попавшими под санкции США, и используется более 300 компаниями. Среди участников есть и иностранные организации, но основную долю составляют российские. По данным ЦБ, в 2020 году ежемесячный трафик в СПФС составил около 2 млн сообщений, или более 20% трафика внутрироссийских сообщений через SWIFT.
Ввести санкции против СПФС сложнее, считает Волошин. «Оператором этой системы является Банк России. Таким образом, США придется принять санкции и в отношении российского Центрального банка, что потребует дополнительного анализа целесообразности, поскольку санкции в отношении Центральных банков суверенных государств обычно принимаются отдельно от других», — объясняет он. Но даже если СПФС попадет под санкции, это не затронет осуществление платежей в рублевом пространстве, хотя за пределами России она, скорее всего, не будет работать, добавляет Жаворонков. Однако в таком случае к СПФС не присоединится ни один иностранный участник, так как система окажется слишком токсичной, предупреждает Волошин.