ЦБ рассказал о новых тарифах на ОСАГО
Центробанк опубликовал на своем сайте проект указания предельных размеров базовых ставок и коэффициентов страховых тарифов по ОСАГО, а также порядок их применения страховщиками при определении страховой премии.
Проект предполагает одномоментное расширение тарифного коридора базового тарифа по полисам обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) на 20% вниз и вверх для всех категорий транспортных средств, кроме мотоциклов и легковых автомобилей юрлиц: для них верхняя граница увеличится на 10,9 и 5,7% соответственно.
Таким образом, базовая ставка страхового тарифа для мотоциклов будет от 694 до 1,4 тыс. руб., для транспортных средств физических лиц — от 2,7 тыс. до 4,9 тыс. руб., для такси — от 4,1 тыс. до 7,4 тыс. руб., для автомобилей юрлиц — от 2 тыс. до 2,9 тыс. руб.
Сдвижка тарифного коридора на 20% вверх и вниз создаст достаточные конкурентные возможности для страховых компаний и повысит доступность полисов ОСАГО для страховых потребителей, говорил ранее зампред ЦБ Владимир Чистюхин. По его словам, после расширения коридора средний обобщенный водитель заплатит за полис 7 тыс. руб., тогда как сейчас платит 5800 руб.
Расширение тарифного коридора происходит в рамках первого этапа общего комплекса мер, направленных на стабилизацию ситуации на рынке ОСАГО, который уже несколько лет является убыточным. В прошлом году убыток страховщиков от ОСАГО составил 15 млрд руб., это данные ЦБ.
Помимо коридора документ предусматривает реформирование коэффициента бонус-малус (КБМ), который дает скидку за безаварийную езду и повышенный тариф ОСАГО в случае, если водитель попадал в аварии. Планируется перейти на годовой порядок его расчета, тогда как сейчас он рассчитывается на дату окончания действия последнего договора ОСАГО.
ЦБ надеется, что эта мера приведет к большей простоте и прозрачности в применении коэффициента, а кроме того, снизит риск ошибок и злоупотреблений при его применении — позволит исключить случаи задвоения КБМ. Этот коэффициент будет присваиваться каждому водителю на один год и не будет меняться в течение года, как сейчас.
В момент вступления изменений в силу (запланировано на 1 января 2019 года) всем водителям, у которых в базе данных Российского союза страховщиков будет числиться более одного значения КБМ, присвоят наименьшее из имеющихся в базе значений.
Кроме того, среди плюсов нового подхода ЦБ отмечает закрепление страховой истории за каждым водителем (сейчас один и тот же человек может иметь один КБМ как водитель и еще один как владелец транспортного средства).
В рамках первого этапа либерализации тарифов ОСАГО планируется корректировать коэффициенты по стажу и возрасту. Для опытных водителей среднего и старшего возраста значения возрастного коэффициента будут снижены, а для молодых и неопытных повышены в пределах 4,5%.
Сейчас коэффициент возраст/стаж варьируется от 1,0 до 1,8, в новом варианте диапазон будет от 0,96 до 1,87. ЦБ считает, что водители от 16 до 24 лет ездят более рискованно, причем накопленный стаж в этом случае «не играет значимой роли — возраст является превалирующим». Зампред ЦБ Владимир Чистюхин указывал, что с этой точки зрения коэффициенты таким водителям «принципиально должны быть повышены». Для водителей 25–35 лет коэффициент при стаже более одного года будет уже меньше действующего сейчас 1,7.
В перспективе ЦБ надеется перейти к индивидуальным тарифам, повысить прозрачность «деятельности страховых агентов и разработку системы контроля за соблюдением страховщиками ограничений тарифов», говорится в сообщении регулятора.