В Челябинске МВД предложило Сбербанку и ВТБ не выдавать онлайн-кредиты
Из-за участившихся случаев мошенничества полиция в Челябинской области обратилась в Сбербанк, ВТБ и другие крупные банки с просьбой приостановить выдачу онлайн-кредитов. Об этом говорится в сообщении регионального управления МВД.
Наиболее частая схема мошенничества — это звонки гражданам с незнакомых номеров. Мошенники представляются сотрудниками банков и начинают «помогать» пользователям. Они стараются «внушить гражданам опасения за их сбережения» или «убеждают в том, что злоумышленники оформляют на них кредиты», рассказали в МВД. После этого пользователи выполняют все указания незнакомцев — диктуют данные своих банковских карт, загружают приложения на телефоны, снимают в банкоматах сбережения или кредитные средства и переводят деньги на «безопасные счета», подконтрольные мошенникам.
Бороться с преступниками, заявили в челябинском МВД, поможет прекращение выдачи кредитов онлайн. «С целью предупреждения возможности совершения указанных преступлений Главным управлением МВД России по Челябинской области предложено приостановить оказание кредитно-финансовыми организациями услуг по оформлению онлайн-кредитов. Данная мера в комплексе с другими поможет защитить сбережения граждан и уберечь их от навязанных злоумышленниками кредитных обязательств», — сообщили в МВД.
Пресс-служба Сбербанка, отвечая на запрос РБК, сообщила, что в банке не фиксируют всплеск мошенничества в розничном кредитовании как в целом по стране, так и в отдельных регионах. «Сбер» постоянно внедряет новейшие технологические инструменты по борьбе с мошенничеством и регулярно повышает финансовую грамотность своих клиентов. <...> Оформить кредит «по телефону» в Сбербанке нельзя», — пояснила пресс-служба.
Там добавили, что в условиях пандемии онлайн-кредитование стало наиболее востребованным сервисом, поскольку для оформления кредита не нужно приходить в офис. «Закрытие такого канала даже в одном из регионов страны может стать большой проблемой для многих клиентов, и банк не видит целесообразности идти на такие меры», — говорится в ответе.
В ВТБ на запрос РБК ответили, что руководствуются правилами и рекомендациями Банка России. «Мы регулярно совершенствуем системы безопасности своего мобильного приложения, на постоянной основе проводим работу по повышению финансовой грамотности клиентов и взаимодействуем с правоохранительными органами в части предотвращения мошеннических действий в отношении наших клиентов и расследования уже совершенных правонарушений», — отметили в пресс-службе банка.
С начала года мошенники позвонили россиянам 15 млн раз, заявил ранее заместитель председателя Сбербанка Станислав Кузнецов. По его словам, в стране наблюдается «взрывной рост» киберпреступности.
Банк России за первое полугодие 2020-го заблокировал 9,7 тыс. мошеннических телефонных номеров, что в четыре раза больше соответствующего показателя за январь—июнь прошлого года. Сбербанк за этот же период зафиксировал более 3,4 млн жалоб клиентов на телефонное мошенничество, что в 30 раз превысило показатель соответствующего периода в 2017 году. В сутки число мошеннических звонков в России достигает 100 тыс., уточнили в банке.
В Банке России сообщили, что телефонных мошенников можно распознать по ряду признаков. Обычно звонок содержит информацию об очень выгодном предложении или, напротив, собеседник пытается запугать возможной потерей денег. Также мошенники стремятся под любым предлогом узнать данные банковской карты и используют в разговоре моральное давление, требуя немедленно принять решение или сообщить данные.