В конце года россияне взяли микрозаймы на рекордные ₽150 млрд
Что влияет на рост выдач кредитов по высоким ставкамВ четвертом квартале 2021 года россияне взяли 11,2 млн микрозаймов на рекордные 150,9 млрд руб., следует из статистики крупнейшей на рынке саморегулируемой организации «МиР» (РБК ознакомился с данными). В годовом выражении количество займов, полученных гражданами в октябре—декабре, подскочило на 117,9% — это самый резкий прирост с 2019 года (самые ранние доступные данные). Объем новых ссуд увеличился на 85,1% год к году, что тоже можно считать максимумом за два года (всплеск во втором квартале на 128,5% во многом был обеспечен низкой базой апреля—июня пандемийного 2020-го).
- Портфель займов, выданных физическим лицам, достиг 234,1 млрд руб. За год он прибавил 47,1%. Основной рост пришелся на четвертый квартал: объем задолженности населения по займам за октябрь—декабрь увеличился на 12,3%.
- Число активных договоров займа на конец года превысило 15,2 млн. За 12 месяцев их количество выросло в 1,5 раза, более чем на 5 млн. Подобных темпов роста портфеля в денежном и количественном выражении не наблюдалось как минимум с 2019 года.
- Всего за год россияне взяли в МФО 35,7 млн новых займов на 472,5 млрд руб, что на 70 и 77% соответственно превышает аналогичные показатели 2020-го, следует из данных СРО. Основной источник роста для рынка — онлайн-займы: их доля в среднем за год составила 80,4% от общего количества выдач. По сравнению с четвертым кварталом 2020-го количество и объем оформляемых онлайн-займов выросло почти втрое.
Как считали
Статистика СРО «МиР» учитывает показатели 394 микрофинансовых организаций, входящих в объединение. На эти компании приходится около 75–77% совокупного портфеля российских МФО.
Почему растет спрос на микрокредиты
Зафиксированные показатели — результат высокого спроса со стороны населения, объясняет Андрей Пономарев, гендиректор финансовой онлайн-платформы Webbankir: «Доходы людей не поспевают за инфляцией, а займы являются простым способом сохранить привычное качество жизни. Еще одна причина роста рынка — популярность и удобство онлайн-сервисов кредитования».
Рост портфеля МФО и выдач займов связан с усилением позиций крупнейших игроков, а также с перетоком на рынок банковских клиентов, отмечает гендиректор МФК «Займер» Роман Макаров.
Многие компании перестроили свои бизнес-процессы в пользу онлайн-выдач, а заемщики «перестроились психологически» и стали брать микрозаймы повторно, соглашается коммерческий директор МФК «МигКредит» Надежда Димченко.
Рынок нагнал докризисную динамику, к которой одновременно добавились и другие факторы, отмечает председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев. По его словам, в прошлом году МФО значительно больше потратили на рекламу для привлечения новых клиентов: «Бюджеты, во всяком случае у крупных игроков, в среднем выросли на 25–30%, тогда как в начале коронакризиса они, напротив, активно замораживались».
Что еще может спровоцировать рост микрозаймов
Некоторые участники рынка упоминают еще один фактор, который пока не стал реальностью для МФО, — это ужесточение регулирования выдач микрозаймов. Банк России в прошлом году не раз обращал внимание на слишком высокие темпы роста сегмента и усиление закредитованности заемщиков МФО. В этом году он планирует ввести для микрофинансовых компаний новые надбавки по займам и установить лимиты на выдачу ссуд слишком закредитованным клиентам. Кроме того, в ноябре прошлого года в Госдуму был внесен законопроект о снижении предельной ставки по займам с текущего 1% в день до 0,8%. Банк России поддержал инициативу депутатов, но допустил, что из-за смены условий рынок может покинуть до четверти действующих МФО.
Многие компании начали действовать на опережение — трансформировать свои бизнес-модели уже в конце 2021 года, говорит Мехтиев. По его словам, кредиторы активно тестировали новые продукты с удлиненными сроками и это привело к значительному росту выдач во втором полугодии.
Участники рынка стали «набивать портфели» новыми клиентами, чтобы дальше работать с ними как с повторными, подтверждает Димченко. «Безусловно, грядущие перспективы ужесточения регулирования подстегивают МФО в плане наращивания клиентской базы. Все понимают, что ограничения, предложенные ЦБ и депутатами, будут приняты», — подчеркивает коммерческий директор «МигКредита».
«Мы не исключаем, что ряд игроков выбрали такую стратегию, ведь на корректировки бизнес-модели нужно время, а интенсивные выдачи сейчас дадут дополнительное время для поддержания операционной эффективности. Однако мы не считаем это наилучшей практикой», — отмечает управляющий директор компании «Лайм-Займ» Олеся Киселева.
О «набивании портфелей» говорить нельзя, утверждает гендиректор IDF Eurasia в России (бренд MoneyMan) Ирина Хорошко: «Уровень одобрения по новым клиентам говорит об обратном: в среднем по итогам прошлого года данный показатель находится на отметке 15%».
«Крупные игроки давно отошли от краткосрочной модели максимизации прибыли и стремятся построить со своими клиентами долгосрочные отношения», — считает гендиректор группы компаний Eqvanta (бренды «Быстроденьги» и «Турбозайм») Андрей Клейменов. Участники рынка тестируют продукты с более низкой ставкой, чтобы понять, как работать в условиях новых ограничений, говорят несколько собеседников РБК.
Большинство крупных МФО определились, выдачи каких займов позволят им сохранить рентабельность бизнеса в этом году, а «глобального шторма» в сегменте МФО не произойдет, считает Мехтиев: «Можно ожидать незначительного замедления темпов роста рынка в первом полугодии. По итогу 2022 года мы ожидаем увеличения совокупного портфеля на уровне 30–35% в годовом выражении».
Совокупный портфель займов в этом году увеличится всего на 20–22%, оценивает Макаров. По его словам, рост в основном обеспечат выдачи среднесрочных займов, а краткосрочные, «до зарплаты», окажутся под давлением регулирования.