Центробанк впервые с лета 2023 года не стал повышать ключевую ставку
Смягчения политики стоит ждать только во второй половине годаСовет директоров Банка России на заседании 16 февраля принял решение сохранить ключевую ставку 16% годовых, говорится в сообщении регулятора. ЦБ взял паузу после пяти подряд раундов ужесточения — с июля по декабрь 2023-го она выросла с 7,5 до 16% годовых.
Последний раз решение о сохранении ключевой ставки Банк России принимал в июне 2023 тогда, когда ставка составляла 7,5%. Позднее в интервью РБК глава ЦБ Эльвира Набиуллина заявила, что цикл ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) стоило начать раньше и поднять ключевую ставку еще весной.
Что повлияло на решение по ставке
«Текущее инфляционное давление снизилось по сравнению с осенними месяцами, но остается высоким. Внутренний спрос продолжает значительно опережать возможности расширения производства товаров и услуг. Судить об устойчивости складывающихся дезинфляционных тенденций преждевременно», — констатировал ЦБ.
Сохранения ставки в 16% ожидали все 30 участников консенсус-прогноза РБК — аналитики крупнейших банков и инвестиционных компаний. Трое из них допускали, что ЦБ на февральском заседании может и повысить ставку на 50–100 б.п., если инфляция по итогам января значительно ускорится. На пресс-конференции по итогам заседания председатель Банка России Эльвира Набиуллина подтвердила, что совет директоров обсуждал и повышение ставки.
Согласно данным Росстата, годовая инфляция в январе ускорилась, но незначительно — до 7,44 против 7,42%. Цель по инфляции, заявленная Банком России, составляет 4%. «В январе в целом темпы роста цен остались примерно такими же, как в декабре. Исключение составили услуги без ЖКУ, которые в январе дорожали быстрее. Рост здесь во многом связан с удорожанием санаторно-курортных услуг и поездок. Вероятно, из-за переориентации россиян на поездки по стране мог усилиться сезонный рост цен на внутренний туризм», — отметила Набиуллина. Но в целом пиковые значения по инфляции уже были пройдены осенью, сейчас наблюдается ослабление инфляционных тенденций, которое связано с ужесточением денежно-кредитной политики, добавила глава ЦБ.
Инфляционные ожидания населения, которые ЦБ тоже учитывает при принятии решений по ставке, в первую неделю февраля снизились — с 12,7% (данные за январь 2023 года) до 11,9%, следует из результатов опроса «инФОМ», который проводится по заказу ЦБ. Оценка наблюдаемой населением инфляции также улучшилась — с 16,5% в январе до 15,2% в декабре. Инфляционные ожидания предприятий опустились с 21,9 до 19,5%, следует из мониторинга предприятий, который проводит регулятор. «По опросам видно, что люди не ждут рывка цен», — заключила Набиуллина.
Кроме того, сократились темпы потребительского кредитования (его быстрый рост является проинфляционным фактором). В декабре по сравнению с ноябрем портфель потребительских кредитов сократился на 0,1%, указывал ЦБ в аналитическом материале «О развитии банковского сектора». «Ужесточение денежно-кредитной политики и макропруденциального регулирования способствовало охлаждению потребительского кредитования до умеренного уровня после активного роста в мае—августе (+1,7–2,4% ежемесячно)», — констатировал Банк России. В январе 2024-го тренд на снижение темпов потребительского кредитования продолжился: по предварительной оценке Frank RG, по сравнению с декабрем объем выданных кредитов физическим лицам снизился на 41,86%. На пресс-конференции по итогам заседания Набиуллина тоже отметила замедление потребительского и ипотечного кредитования на фоне ужесточения денежно-кредитных условий. «Но пока темпы выдач остаются высокими — на уровне начала прошлого года», — сказала она.
Одновременно на рекордно низком уровне остается безработица — 2,9% на конец 2023 года, по данным Росстата. Это является проинфляционным фактором и вызывает беспокойство у регулятора. Но на рынке труда отсутствует явное нарастание напряженности, так как спрос на продукцию компаний растет несколько меньшими темпами, чем раньше, отметила глава ЦБ. «Кроме того, дефицит трудовых ресурсов создает стимулы для компаний инвестировать в автоматизацию труда и повышение его эффективности», — добавила Набиуллина.
Тем не менее проинфляционные риски остаются значительными, отметила глава ЦБ. «Во-первых, это риски со стороны внешних условий. К ним можно отнести вторичные санкции и ухудшение конъюнктуры на товарных рынках. Во-вторых, риски со стороны инфляционных ожиданий. Высокие и незаякоренные ожидания более чувствительны к временным эпизодам роста цен на отдельные товары или услуги. Это может создавать вторичные эффекты для инфляции. В-третьих, кредитование может слабее откликаться на жесткие денежно-кредитные условия в случае сохранения масштабных льготных программ. Наконец, риски связаны с тем, что повышение производительности труда может сильнее отставать от роста зарплат в условиях сохраняющейся напряженности на рынке труда», — перечислила Набиуллина.
Чего ждать дальше
«На среднесрочном горизонте баланс рисков для инфляции остается смещенным в сторону проинфляционных. Основные проинфляционные риски связаны с изменением условий внешней торговли (в том числе под влиянием геополитической напряженности), с сохранением высоких инфляционных ожиданий, с усилением отклонения российской экономики вверх от траектории сбалансированного роста, а также с траекторией нормализации бюджетной политики», — отмечает регулятор.
При этом ЦБ не дал однозначного сигнала по поводу своих дальнейших действий, хотя раньше традиционно включал его в релиз. По итогам же февральского заседания он впервые представил обновленный формат пресс-релиза — тот стал менее детальным. Подробно объяснить свое решение ЦБ должен будет в резюме, которое планируется опубликовать на шестой рабочий день после решения по ставке, то есть 27 февраля 2024 года. Как писал РБК, новый формат будет содержать «позиции участников обсуждения по ситуации в экономике и перспективам ее развития, альтернативные варианты решений с аргументами за и против, обоснование принятого решения». В этом он будет схож с «минутками» Федеральной резервной системы США — подробными протоколами заседаний ФРС, в которых детально отражаются позиции участников без уточнения, кому именно принадлежит та или иная позиция.
Повышение на 1 п.п. (с 12,5–14,5 до 13,5–15,5%) прогноза по средней за год ключевой ставке отражает необходимость длительного поддержания жестких денежно-кредитных условий для устойчивого возвращения инфляции к 4%, отметила Набиуллина на пресс-конференции.
«Да, мы видим пространство для снижения ключевой ставки, но наш прогноз предполагает, что возвращение ставки к нейтральным значениям будет идти плавно», — сказала глава ЦБ. Она также рассказала, что большинство коллег, с которыми обсуждались сроки снижения ставки, считают, что это произойдет во второй половине года. Повышение диапазона означает, что участники обсуждения «сейчас видят момент начала снижения ставки несколько позже, чем они это видели по состоянию на октябрьское заседание», добавил зампред ЦБ Алексей Заботкин.
Повышение диапазона среднегодовой ключевой ставки в новом прогнозе ЦБ говорит о том, что ключевая ставка в ближайшие месяцы останется на уровне 16% и будет снижаться медленнее, чем Банк России ожидал ранее, полагает главный аналитик Совкомбанка Михаил Васильев. «Мы считаем, что Банк России в первом полугодии будет удерживать ключевую ставку 16% и перейдет к снижению ключевой ставки в третьем квартале (вероятно, в июле), когда инфляция начнет устойчиво замедляться. В базовом сценарии к концу года мы ожидаем снижения ключевой ставки до 12%», — говорит эксперт.
Сигнал ЦБ он оценивает как нейтральный. Такую же оценку сигнала ЦБ дает и директор по инвестициям УК «Астра Управление активами» Дмитрий Полевой. На пресс-конференции Набиуллина подтвердила, что «сигнал в целом нейтральный».
«Но сохранение прогноза по инфляции (4–4,5%), повышение по ВВП (до 1–2%) и средней ставке на 2024 год (на 1 п.п., до 13,5–15,5%) и 2025 год (на 1 п.п., до 8–10%) — это ужесточение [денежно-кредитных условий]», — отмечает Полевой. В его оптимистичном сценарии ставка может опуститься на 200 б.п. в первом полугодии и 400–450 б.п. во втором — до 9–9,5% к концу года. «При пессимистичном варианте снижать ставку могут начать не ранее июня — до 14% к концу года», — добавляет эксперт.
Главный экономист по России Bloomberg Economics Александр Исаков считает, что самый ранний возможный срок начала снижения ключевой ставки — июль 2024 года, самый поздний — октябрь. «Обычно Банк России переходит к снижению ставки после трех месяцев устойчивого снижения инфляции. Январское ускорение роста цен говорит о том, что условия для снижения сложатся к июню», — объясняет эксперт.