Ставка на понижение: ЦБ поменял свой экономический прогноз
Оптимистическое снижение
Решение регулятора совпало с прогнозами аналитиков. Консенсус-прогноз, составленный РБК 10 марта на основе опроса 12 экономистов, показал именно 14%.
Председатель ЦБ Эльвира Набиуллина объяснила решение тем, что Банк России руководствовался прогнозом по инфляции, а не ее текущим уровнем. По ее словам, на протяжении всего 2014 года «баланс рисков был смещен в сторону ускорения инфляции». Именно поэтому в декабре ЦБ принял решение повысить ставку до 17%. Но в январе 2015 года волатильность обменного курса снизилась, появились признаки стабилизации инфляционных ожиданий. «То есть результат, на который мы рассчитывали [поднимая ставку до 17%], был достигнут», — сказала Набиуллина. Одновременно с этим, по ее словам, ситуация в экономике начала оказывать дополнительное антиинфляционное давление, и это дало возможность снизить ставку, добавила она. Под дополнительным антиинфляционным давлением председатель ЦБ имела в виду сокращение спроса.
Набиуллина отметила, что сейчас в качестве основных рисков Банк России рассматривает сохранение высоких инфляционных ожиданий, повышение тарифов естественных монополий выше запланированного, а также ослабление бюджетной политики и возможное ускорение роста номинальных заработных плат.
Как снижение ключевой ставки повлияет на ставки по депозитам и кредитам
Игорь Буланцев, председатель правления Нордеа Банка:
«Ставки по кредитам и депозитам продолжат движение вниз, возможно, даже опережая действия ЦБ. Снижение составит 1–2 п.п. Сильнее всего просядут депозитные ставки. Но снижение не будет резким: оно займет от одной недели до месяца».
Александр Левковский, предправления СМП Банка:
«Банк снизит ставку по рублевым депозитам на 1 п.п. Тенденция к снижению ставок по вкладам наблюдается последние несколько недель, и решение ЦБ еще больше усилит ее».
Антон Павлов, начальник управления развития розничного бизнеса Абсолют Банка:
«Резкого снижения ставок по депозитам и кредитам для физических лиц ожидать не стоит. Вероятнее всего, мы увидим умеренную ценовую коррекцию в районе 0,5–0,75 п.п. по депозитам и 1–3 п.п. по разным видам кредитов».
Алексей Левченко, предправления банка «Ренессанс Кредит»:
«Вклады и так дешевели в течение последних двух месяцев, что определялось рынком. Снижение ключевой ставки приведет к тому, что вклады будут дешеветь ускоренными темпами».
«Снижение ключевой ставки оправданно, поскольку политика ЦБ была слишком жесткой для того, чтобы сдерживать инфляционные риски в среднесрочной перспективе», – комментирует главный экономист «Ренессанс Капитала» в России и СНГ Олег Кузьмин. По его мнению, принятое решение позволит предотвратить рост ставок по кредитам и удержать их на приемлемом для экономики уровне. На это же рассчитывает и Центральный банк: Набиуллина сказала в пятницу, что высокая ставка ограничила кредитование, обратное движение по ключевой ставке должно привести к обратным процессам в банковской системе.
Макроаналитик Райффайзенбанка Мария Помельникова, изучив тональность пресс-релиза ЦБ, предположила, что снижение ставок продолжится: «Очевидно, что задача поддержки экономики теперь превалирует, инфляционные риски в глазах ЦБ отошли на второй план». Кузьмин ожидает снижения ключевой ставки до 10% к концу года. Набиуллина в пятницу сказала, что если ситуация будет развиваться в соответствии с прогнозом ЦБ, регулятор продолжит снижение ставки.
Как снижение ставки повлияет на бизнес
Михаил Слободин, гендиректор «ВымпелКома»:
«Тяжелобольному станет чуть легче. Но не настолько, чтобы он смог подняться с постели».
Вадим Гераскин, заместитель гендиректора «Базового элемента»:
«Стоимость заемных средств в России по‑прежнему остается заградительной – бизнес не может привлекать кредиты по такой цене, новые инвестиции в такой ситуации категорически невозможны. В обрабатывающей промышленности вся прибыль сейчас уходит на обслуживание долгов».
Александр Попов, председатель совета директоров «Акрона»:
«Никакого существенного влияния на стоимость заимствований снижение ставки на 1 п.п. не окажет. При стоимости денег в России не менее 20% годовых такая коррекция может быть причислена к математической погрешности».
Виктор Семенов, председатель набсовета «Белой дачи»:
«Если конечная стоимость кредитов будет меньше 10% – только тогда можно говорить о развитии и импортозамещении».
Леонид Федун, вице-президент и совладелец ЛУКОЙЛа:
«Лучше бы снизили до 13%. Это было бы уже очень хорошее решение, которое позволит возродить коммерческое кредитование, но 14% – это тоже шаг в правильном направлении».
Петр Илюхин, заместитель гендиректора группы «Продо»:
«Конечно, всем хотелось бы, чтобы кредиты дешевели быстрее, но в данном случае постепенные и последовательные действия полезнее резких рывков.
Пессимистический прогноз
В пятницу же Банк России представил два новых сценария макроэкономического развития (входит в основные направления денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы). Базовый и рисковый сценарий исходят из разных прогнозов цены на нефть (см. таблицу). Первый предполагает, что цена на Urals будет держаться на уровне $55 за барр. в 2015 году, а затем начнет постепенно расти до $70 к 2017 году. В рисковом сценарий цена на нефть сохранится на уровне $40 в течение 2015–2017 годов.
Новый базовый сценарий ЦБ оказался пессимистичнее, чем стрессовый сценарий первой редакции основных направлений денежно-кредитной политики на 2015–2017 годы, выпущенной в сентябре 2014 года. «Наблюдаемые тенденции на мировых товарных и финансовых рынках свидетельствуют о том, что ситуация в российской экономике, по крайней мере в 2015 году, будет развиваться по сценарию, <…> в котором предполагалось, что цена на нефть в 2015 году составит в среднем $60 за барр.», – отмечается в новом докладе. По словам Набиуллиной, экономика достигнет дна в первом квартале 2016 года, после чего начнет расти: «В 2017 году ожидается быстрое восстановление, темпы которого могут превысить 6%».
ЦБ ожидает сокращения импорта почти на 30% в 2015 году. Для сравнения: в предыдущем прогнозе, опубликованном в декабре, регулятор прогнозировал 10%-е сокращение импорта. Низкая экономическая активность начнет отражаться на динамике инфляции во второй половине 2015 года. При этом Набиуллина прогнозирует сокращение золотовалютных резервов на $50 млрд в этом году.
При участии Татьяны Алешкиной, Юлии Поляковой, Анатолия Темкина, Тимофея Дзядко, Ирины Жаворонковой, Александры Красновой