Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Аварии в космосе⁠,
0

Неудачный запуск ракеты "Протон-М" ударит по рынку страхования

Ракета "Протон-М"
Ракета "Протон-М" (Фото: ИТАР-ТАСС)

Стартовавшая в пятницу утром с Байконура ракета "Протон-М" с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р" на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. "Экспресс-АМ4Р", изготовленный по заказу ФГУП "Космическая связь", стоил 150 млн евро и был застрахован в "Ингосстрахе" более чем на 7,8 млрд руб. Формально ни один руководитель отрасли не может быть наказан — производственный цикл в отрасли составляет два-три года, а все они назначены на свои посты в 2012—2014гг.

Причины аварии ракеты "Протон-М" межведомственная комиссия обещает установить к середине июня. Эксперт, участвующий в подобных расследованиях, рассказал РБК, что уже через семь-десять дней могут появиться окончательные версии аварии. Несколько версий рассматриваются и сейчас. По словам руководителя Роскосмоса Олега Остапенко, которого цитирует РИА Новости, наиболее вероятно, что к аварии привело нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени. Источник РБК в Роскосмосе напомнил, что ракета с "Экспресс-АМ4Р" на борту была вывезена на стартовый комплекс 13 мая и три дня потребовалось на предстартовую подготовку.

Страхование возрастет

"Страховая сумма (7,8 млрд руб. — РБК) очень значительна, и если случай будет признан страховым, это серьезная финансовая нагрузка для компании, — признает генеральный директор "Ингосстраха" Михаил Волков. — Но большая часть риска перестрахована на международном рынке; основные участники перестрахования — синдикаты Lloyd’s, а также такие компании, как Allianz, SCOR и другие, которые занимаются страхованием космических рисков".

Однако страховщики опасаются, что зарубежные компании могут перестать страховать "Протоны". В 2013г. ситуация уже подходила к опасной черте, когда было неясно, захотят ли западные перестраховщики и дальше участвовать в страховании пусков "Протонов". Тогда западные коллеги все же решили поддержать российских страховщиков, но по тарифам, заметно превышающим тарифы для Ariane, основных европейских ракет-носителей, напоминает заместитель генерального директора, директор по авиационному страхованию группы "АльфаСтрахование" Илья Кабачник. Многочисленные аварии последних лет продемонстрировали, что надежность российской техники сегодня очевидно ниже, чем в 1980—1990-е гг., добавил он.

Также страховщики признают, что авария существенно скажется на российском рынке космического страхования. Неудачный запуск увеличит стоимость последующих пусков: как минимум два-три следующих удачных запуска придется страховать с надбавкой 30%, подсчитал первый заместитель председателя правления страховой группы СОГАЗ Николай Галушин.

Удар по связи

Потеря спутника "Экспресс-АМ4Р" откладывает перспективные планы Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, говорится в официальном сообщении министерства. Авария при выводе спутника связи, который предполагалось использовать для организации цифрового телевещания для Дальнего Востока и Сибири, произошла уже во второй раз за относительно короткий срок, рассказал РБК человек, близкий к Роскосмосу. Предыдущий неудачный запуск "Протона" был выполнен 2 июля 2013 года, когда носитель с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками "Глонасс-М" упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен. Ущерб от аварии оценили в 4,4 млрд руб.

Минкомсвязь заявила, что после последней аварии будет перераспределен связной ресурс спутников, в частности, изменится "плановая точка стояния" нового спутника "Экспресс-АМ6", который готовился к запуску в июле 2014г. На замену утраченного спутника, по информации министерства, понадобится три года.

Никто не виноват

Падение ракеты "Протон" стало результатом системного кризиса в российской космонавтике, считает историк космонавтики, доктор технических наук Вадим Лукашевич. С ним согласен эксперт по космосу из "РОЭЛ Консалтинг" Андрей Ионин: хотя положительные подвижки в промышленности есть, в частности, создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), но пока не видно реформы самого Роскосмоса, без которой ситуацию не исправить, заявил он РБК.

ОРКК готова комментировать ситуацию только после завершения официального расследования. Помощник вице-премьера России Дмитрия Рогозина, отвечающего в правительстве за ОПК, не был в пятницу доступен для комментария.

Привлекать к ответственности, по сути, некого: при производственном цикле два с половиной — три года руководство отрасли меняется каждые полтора-два года, рассуждает Лукашевич. Олег Остапенко возглавляет Роскосмос с октября 2013г., Александр Селиверстов руководит Космическим центром имени Хруничева с октября 2012г., Игорь Комаров работает на посту гендиректора ОРКК всего несколько месяцев. По большому счету, надо дать отрасли нормально поработать, уверен эксперт.

Ракета-носитель "Протон" относится к тяжелому классу и предназначена для выведения космических аппаратов на орбиту. Она была разработана в 1960-х гг. в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. С 2001г. ракета-носитель "Протон-К" была постепенно заменена на новый модернизированный вариант носителя — "Протон-М". Хотя в основном конструкции схожи, серьезные изменения произошли в системе управления. Разгонным блоком для "Протон-М" является "Бриз-М". С 2001г. по настоящее время было осуществлено 80 запусков ракеты "Протон-М", из которых семь были неудачными, в результате чего спутник либо терялся, либо оказывался на нерабочей орбите. Таким образом, коэффициент аварийности "Протон-М" составил 8,75%.

Еще два запуска были частично неудачными, то есть, несмотря на сбои, космическому аппарату удавалось частично или полностью выполнить свои функции. Запуски "Протон-М" главным образом являются коммерческими. Так, 57 запущенных ракет (71%) несли только иностранную нагрузку, в основном американские и европейские спутники. Стоимость производства ракеты оценивается примерно в 1,5 млрд руб., а сопутствующих ее запуску услуг — еще примерно в 1 млрд руб.

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 19 декабря
EUR ЦБ: 94,25 (+0,11)
Инвестиции, 17:49
Курс доллара на 19 декабря
USD ЦБ: 80,03 (-0,35)
Инвестиции, 17:49
Третий деловой центр Москвы: в чем феномен «Южного порта» Недвижимость, 20:55
Винные туры: какую машину выбрать для путешествия Вино, 20:52
Бельгия предупредила о Европе «на ножах» из-за активов России Политика, 20:51
В обслуживающем компании из Fortune 500 аэропорту США разбился самолет Общество, 20:46
В правительстве Японии высказались за обладание ядерным оружием Политика, 20:36
Автор мема об «инфляции огурца» рассказал историю его появления
РАДИО
Инвестиции, 20:35
Какие платформы на основе ИИ помогают инвесторам находить стратегии Инвестиции, 20:30
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
Оптимизация в HoReCa: как сэкономить на обслуживании техники Отрасли, 20:18
DPA узнало о согласии Германии передать активы России на помощь Киеву Политика, 20:16
Альфа-Банк назвал фаворитов рынка облигаций на 2026 год Инвестиции, 20:08
Кремль счел заслуживающей внимания идею об альтернативе G7 с Россией Политика, 20:07
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
КПРФ предложила проект реформы Конституционного суда Политика, 19:50