Неудачный запуск ракеты "Протон-М" ударит по рынку страхования
Стартовавшая в пятницу утром с Байконура ракета "Протон-М" с космическим аппаратом связи "Экспресс-АМ4Р" на борту сгорела в плотных слоях атмосферы. "Экспресс-АМ4Р", изготовленный по заказу ФГУП "Космическая связь", стоил 150 млн евро и был застрахован в "Ингосстрахе" более чем на 7,8 млрд руб. Формально ни один руководитель отрасли не может быть наказан — производственный цикл в отрасли составляет два-три года, а все они назначены на свои посты в 2012—2014гг.
Причины аварии ракеты "Протон-М" межведомственная комиссия обещает установить к середине июня. Эксперт, участвующий в подобных расследованиях, рассказал РБК, что уже через семь-десять дней могут появиться окончательные версии аварии. Несколько версий рассматриваются и сейчас. По словам руководителя Роскосмоса Олега Остапенко, которого цитирует РИА Новости, наиболее вероятно, что к аварии привело нарушение работы рулевого двигателя третьей ступени. Источник РБК в Роскосмосе напомнил, что ракета с "Экспресс-АМ4Р" на борту была вывезена на стартовый комплекс 13 мая и три дня потребовалось на предстартовую подготовку.
Страхование возрастет
"Страховая сумма (7,8 млрд руб. — РБК) очень значительна, и если случай будет признан страховым, это серьезная финансовая нагрузка для компании, — признает генеральный директор "Ингосстраха" Михаил Волков. — Но большая часть риска перестрахована на международном рынке; основные участники перестрахования — синдикаты Lloyd’s, а также такие компании, как Allianz, SCOR и другие, которые занимаются страхованием космических рисков".
Однако страховщики опасаются, что зарубежные компании могут перестать страховать "Протоны". В 2013г. ситуация уже подходила к опасной черте, когда было неясно, захотят ли западные перестраховщики и дальше участвовать в страховании пусков "Протонов". Тогда западные коллеги все же решили поддержать российских страховщиков, но по тарифам, заметно превышающим тарифы для Ariane, основных европейских ракет-носителей, напоминает заместитель генерального директора, директор по авиационному страхованию группы "АльфаСтрахование" Илья Кабачник. Многочисленные аварии последних лет продемонстрировали, что надежность российской техники сегодня очевидно ниже, чем в 1980—1990-е гг., добавил он.
Также страховщики признают, что авария существенно скажется на российском рынке космического страхования. Неудачный запуск увеличит стоимость последующих пусков: как минимум два-три следующих удачных запуска придется страховать с надбавкой 30%, подсчитал первый заместитель председателя правления страховой группы СОГАЗ Николай Галушин.
Удар по связи
Потеря спутника "Экспресс-АМ4Р" откладывает перспективные планы Минкомсвязи по обновлению и развитию гражданской группировки спутников связи и вещания, говорится в официальном сообщении министерства. Авария при выводе спутника связи, который предполагалось использовать для организации цифрового телевещания для Дальнего Востока и Сибири, произошла уже во второй раз за относительно короткий срок, рассказал РБК человек, близкий к Роскосмосу. Предыдущий неудачный запуск "Протона" был выполнен 2 июля 2013 года, когда носитель с разгонным блоком ДМ-03 и тремя российскими навигационными спутниками "Глонасс-М" упал на территории космодрома Байконур, откуда был запущен. Ущерб от аварии оценили в 4,4 млрд руб.
Минкомсвязь заявила, что после последней аварии будет перераспределен связной ресурс спутников, в частности, изменится "плановая точка стояния" нового спутника "Экспресс-АМ6", который готовился к запуску в июле 2014г. На замену утраченного спутника, по информации министерства, понадобится три года.
Никто не виноват
Падение ракеты "Протон" стало результатом системного кризиса в российской космонавтике, считает историк космонавтики, доктор технических наук Вадим Лукашевич. С ним согласен эксперт по космосу из "РОЭЛ Консалтинг" Андрей Ионин: хотя положительные подвижки в промышленности есть, в частности, создана Объединенная ракетно-космическая корпорация (ОРКК), но пока не видно реформы самого Роскосмоса, без которой ситуацию не исправить, заявил он РБК.
ОРКК готова комментировать ситуацию только после завершения официального расследования. Помощник вице-премьера России Дмитрия Рогозина, отвечающего в правительстве за ОПК, не был в пятницу доступен для комментария.
Привлекать к ответственности, по сути, некого: при производственном цикле два с половиной — три года руководство отрасли меняется каждые полтора-два года, рассуждает Лукашевич. Олег Остапенко возглавляет Роскосмос с октября 2013г., Александр Селиверстов руководит Космическим центром имени Хруничева с октября 2012г., Игорь Комаров работает на посту гендиректора ОРКК всего несколько месяцев. По большому счету, надо дать отрасли нормально поработать, уверен эксперт.
Ракета-носитель "Протон" относится к тяжелому классу и предназначена для выведения космических аппаратов на орбиту. Она была разработана в 1960-х гг. в ГКНПЦ им. М.В. Хруничева. С 2001г. ракета-носитель "Протон-К" была постепенно заменена на новый модернизированный вариант носителя — "Протон-М". Хотя в основном конструкции схожи, серьезные изменения произошли в системе управления. Разгонным блоком для "Протон-М" является "Бриз-М". С 2001г. по настоящее время было осуществлено 80 запусков ракеты "Протон-М", из которых семь были неудачными, в результате чего спутник либо терялся, либо оказывался на нерабочей орбите. Таким образом, коэффициент аварийности "Протон-М" составил 8,75%.
Еще два запуска были частично неудачными, то есть, несмотря на сбои, космическому аппарату удавалось частично или полностью выполнить свои функции. Запуски "Протон-М" главным образом являются коммерческими. Так, 57 запущенных ракет (71%) несли только иностранную нагрузку, в основном американские и европейские спутники. Стоимость производства ракеты оценивается примерно в 1,5 млрд руб., а сопутствующих ее запуску услуг — еще примерно в 1 млрд руб.