Глава ЦБ допустила пик инфляции в сентябре
Рост цен в годовом выражении в России может достичь пиковых значений в сентябре, допустила в интервью РБК председатель Банка России Эльвира Набиуллина.
Инфляция ускоряется с осени 2020 года, когда она превысила таргет ЦБ в 4%. В июне рост цен увеличился с 6 до 6,5%, а к августу достиг 6,7% год к году, приблизившись к максимумам пятилетней давности. Банк России, реагируя на ускорение инфляции, в течение 2021 года повысил ставку с 4,25 до 6,75% и сообщил, что цикл ужесточения денежно-кредитной политики (ДКП) на этом не закончен.
«По нашей оценке, мы находимся на пиковых значениях годовой инфляции, а в четвертом квартале ожидаем снижения инфляции. В сентябре возможно еще некоторое повышение годовых показателей. Но прежде всего это связано с эффектом базы, потому что в сентябре прошлого года у нас было пусть небольшое, но снижение цен на 0,1%», — сказала РБК глава Центробанка.
Набиуллина не исключила, что в сентябре «инфляция будет где-то в районе 7%». «Будем надеяться, что это действительно пиковые значения», — сказала она. Рост цен будет замедляться, так как эффект разовых факторов будет влиять на него все меньше, а эффект от ужесточения ДКП — все больше, считает глава ЦБ.
Июльский прогноз Банка России по росту цен на 2021 год находился в диапазоне 5,7–6,2%, но он будет пересмотрен, говорила Набиуллина на пресс-конференции после сентябрьского решения по ключевой ставке. По оценкам «ВТБ Капитала», инфляция по итогам 2021 года составит 6,5%. ЦБ ожидает, что с учетом проводимой политики она вернется к 4–4,5% в 2022 году.
Набиуллина не стала давать оценку того, какая часть инфляции носит немонетарный характер. «Мы выделяем волатильные компоненты, которые зависят от разовых факторов, и более устойчивую часть инфляции. И последний анализ показывает, что индикаторы инфляции, которые характеризуют устойчивые факторы, все равно находятся выше 4%», — подчеркнула она.
Банк России не может повлиять на факторы, которые вызвали рост мировых цен, но может оказать влияние на то, «в какой степени возросшие издержки переносятся в цены», объяснила глава ЦБ. В условиях высоких инфляционных ожиданий и отсутствия ограничений по спросу издержки бизнеса «имеют возможность практически на 100% переноситься в цены», предупредила Набиуллина.
Инфляционные ожидания населения в июле 2021 года достигли 13,5%, что является максимумом с ноября 2016 года. В августе ожидания населения несколько сократились — до 12,5%.