Платформу ЦБ по борьбе с отмыванием денег протестируют 30 банков
30 российских банков в декабре начнут тестировать «антиотмывочную» платформу ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК), рассказала в интервью РБК председатель Банка России Эльвира Набиуллина. Сервис позволит участникам рынка обмениваться с регулятором информацией о рисках проведения сомнительных операций со стороны клиентов — юрлиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
ЦБ объявил о желании участвовать в проверке благонадежности банковских клиентов осенью 2019 года. Регулятор был готов на основе собственных данных делить компании и ИП на три группы риска по принципу «светофора»: «красные», или высокорисковые клиенты, по замыслу Банка России, должны попасть на особый контроль или вовсе лишиться права проводить операции, а «зеленые», или низкорисковые, наоборот, не должны сталкиваться с отказами банков. «Желтый» — промежуточный уровень.
В ноябре 2020 года в Госдуму был внесен законопроект, в котором прописывались принципы работы платформы. В частности, предполагалось, что банки должны учитывать «окраску» клиента от ЦБ в своей комплаенс-политике. В феврале законопроект был отозван из Госдумы и внесен заново. Текущая версия документа позволяет банкам самостоятельно оценивать клиентов, а платформа ЗСК призвана стать «дополнительным информационным ресурсом». Несмотря на это, ряд банков вновь раскритиковали проект закона.
«Я объективных причин, почему эта система вызывает вопросы, до сих пор понять не могу. Я их не вижу. Вроде бы это такой проект, от которого все выигрывают, издержки на комплаенс просто падают», — отметила Набиуллина в разговоре с РБК. По ее мнению, подключение регулятора к оценке рисков проведения сомнительных операций в первую очередь будет полезно небольшим компаниям, которые обслуживаются в российских банках.
«Было много обоснованной критики со стороны малого и среднего бизнеса, что процедуры контроля за незаконными операциями, отмыванием, иногда могут малый бизнес на грань выживания поставить. Для малого и среднего бизнеса проблема в чем: банк должен изучить его, его профиль, посмотреть, есть риски или нет, но для банка столько возиться с маленьким клиентом — это очень большие издержки. С крупным клиентом он будет разбираться, а здесь ему проще не взять на обслуживание, поставить в какой-нибудь стоп-лист. Мы хотели бы и малый бизнес защитить, и издержки с банков снять», — объяснила Набиуллина. По расчетам ЦБ, больше 95% корпоративных клиентов банков после оценки риска попадут «в зеленую зону».
На какие риски указывали банки
Участники рынка критиковали как отдельные пункты законопроекта, так и его основную идею — участие ЦБ в оценке рисков банковских клиентов и одновременный надзор за тем, как кредитные организации исполняют нормы антиотмывочного законодательства.
Собеседники РБК в банках отмечали, что участники рынка вряд ли будут спорить с регулятором в вопросах антиотмывочного законодательства и проверок клиентов, а значит, позиция ЦБ может «вытеснить» собственную оценку банков. Кредитные организации также указывали, что законопроект расширяет понятие «подозрительные операции».
Позицию регулятора о потенциальном снижении издержек банков на комплаенс-процедуры банки не разделяли. Например, участники Ассоциации банков России обсуждали на рабочих группах, что из норм законопроекта нельзя определить, за счет чего банки смогут снизить траты на комплаенс.