ЦБ раскрыл долю клиентов банков в «красной» зоне
Компаний с высоким риском отмывания денег оказалось меньше, чем ожидал регуляторПромежуточные результаты работы новой антиотмывочной платформы ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК) показали, что доля наиболее рисковых банковских клиентов оказалась ниже ожиданий регулятора, однако процент сомнительных клиентов в четыре раза превысил прогнозный ориентир. Об этом на конференции Ассоциации российских банков сообщил глава департамента финансового мониторинга и валютного контроля Банка России Илья Ясинский.
Платформа ЗСК действует в России с 1 июля — она позволяет банкам обмениваться информацией с ЦБ о присвоенном уровне риска клиентов-юрлиц или индивидуальных предпринимателей (ИП) в части проведения подозрительных операций, направленных на обналичивание или отмывание денег. Новый подход предполагает разделение клиентов на три группы риска по принципу светофора — высокого («красные» клиенты), среднего («желтые») и низкого («зеленые»).
Как отметил Ясинский, изначально ЦБ прогнозировал, что доля низкорисковых банковских клиентов составит 99%, «желтых» — 0,3%, а на наиболее опасных с точки зрения обналичивания или отмывания придется около 0,7% российских компаний и ИП.
«Текущая работа платформы говорит о том, что наши прогнозы были очень точными. Конечно же, наши цифры несколько скорректировались: доля «зеленых» клиентов немного понизилась и составила по состоянию на сегодня 98,3%», — сказал глава департамента ЦБ. Он также добавил, что процент «красных» клиентов оказался ниже прогнозного — 0,5% от общего числа, но расширилась «желтая» зона. Из слов Ясинского следует, что на таких клиентов стало приходиться 1,2% компаний и предпринимателей.
«На нашем жаргоне это так называемые миксующие клиенты — те, кто занимается реальной хозяйственной деятельностью, но при этом не гнушается где-то подрабатывать, участвуя в схемных операциях», — отметил Ясинский. По его словам, регулятор был готов к такому исходу и даже поставил допустимый «порог расширения «желтой» зоны», хотя конкретную предельную долю таких банковских клиентов директор департамента ЦБ не озвучил. «Мы для себя обозначили достаточно дальний горизонт, этот горизонт на сегодня даже близко недостижим», — сказал Ясинский.
По данным ФНС, на 1 ноября в России было зарегистрировано 3,18 млн юрлиц и 3,86 млн индивидуальных предпринимателей. Таким образом, к высокорисковым могут относиться чуть более 35 тыс. компаний или ИП, а к «миксующим» — до 85 тыс.
Что банки делают с «желтыми» и «красными» клиентами
Клиенты из «красной», или высокорисковой, группы фактически лишены стандартных банковских услуг: банки смогут отказывать им в проведении операций, расторгать договоры обслуживания или отказываться заключать их. Если оценки риск-профиля от банка и ЦБ совпадут, то такие компании и ИП не смогут совершать переводы контрагентам, оплачивать товары или услуги, снимать средства со счета или выводить их на счета в других банках при расторжении договора. Им будет доступен только ограниченный круг операций «для обеспечения жизнедеятельности» — например, расчеты с госорганами или сотрудниками. Ясинский отметил, что за четыре с половиной месяца работы платформы ЗСК ЦБ получил только 24 обращения от банков, готовых оспорить присвоение «красной» метки клиенту.
По закону компании и ИП из «желтой» зоны тоже могут столкнуться с отказами кредитных организаций в проведении операций. Однако крайние меры — полная остановка транзакций и отказ в выдаче средств — к ним не применяются.
«Определение уровня риска происходит на основе алгоритмов, заложенных в систему ЗСК. Вероятно, что бизнес в кризисные периоды стремится к различным формам налоговой оптимизации, что вызывает негативный отклик алгоритмов ЗСК», — объясняет рост доли «желтых» клиентов партнер юридической компании «Арбитраж.ру» Владимир Ефремов. Он указывает, что сокращение этой когорты возможно только при прохождении компанией или предпринимателем процедуры реабилитации в специальной межведомственной комиссии. А попадание из «зеленой» зоны в «желтую», напротив, происходит автоматически при анализе операций.
Механизм присвоения степени риска заработал недавно, поэтому несовпадение прогноза с реальным результатом вполне ожидаемо, говорит менеджер департамента аудиторских и консультационных услуг финансовым институтам ФБК Абдул Каниев.
«Вполне допускаю, что в группу «желтых» попали не только «миксующие» организации, но и предприятия, столкнувшиеся в нынешних условиях с нарушением цепочек поставок и разрывом традиционных связей. Их инициативы по нормализации своего бизнеса в отдельных случаях могут подпадать под формальные критерии, определяющие подозрительную деятельность, что также повлияло на итоговый результат», — отмечает эксперт.
«С одной стороны, позиция Центробанка о количестве компаний в средней и высокой зоне риска подтвердилась, и [платформа] ЗСК не оказала критичного влияния на предпринимательский рынок», — говорит Ефремов. Но, по словам эксперта, эта система «фактически стала параллельной линией контроля за бизнесом», поскольку банки не ослабили собственные подходы к мониторингу операций клиентов.