Минфин предусмотрел выделение ВЭБу еще ₽190 млрд господдержки
Это должно помочь ему расплатиться с долгами и покрыть убытки от старых проектовВЭБ.РФ может получить до 190 млрд руб. господдержки в 2023–2024 годах. Выделение средств госкорпорации в таком объеме Минфин предусмотрел в проекте методологических документов к будущему трехлетнему бюджету, который изучил РБК. В рейтинговом агентстве Moody's оценивают, что эта сумма может быть еще больше и составить 320 млрд руб. на срок до 2026 года.
В документах Минфина говорится, что имущественный взнос государства в пользу ВЭБа будет направлен на компенсацию части затрат госкорпорации по обслуживанию внешнего долга. По данным отчетности ВЭБа по МСФО, на 31 марта 2021 года у госкорпорации были выпуски еврооблигаций на 281 млрд руб. Погашение этих займов ожидается в 2022, 2023 и 2025 годах. В 2018 году бывший глава правительства Дмитрий Медведев обещал выделить ВЭБу 600 млрд руб. на «урегулирование внешней задолженности».
Другая цель новых субсидий — компенсация расходов по проектам госкорпорации. Речь идет об убытках, связанных с участием и прекращением участия в проектах, начатых до 1 января 2018 года, — субсидия в том числе будет направлена на формирование резервов на возможные потери по ним. Наконец, бюджетные средства пойдут и на «компенсацию убытков, возникающих в результате безвозмездной передачи активов в казну». Всего в 2023 году ВЭБ может получить 90 млрд руб., в 2024 году — 100 млрд руб.
В Минфине и ВЭБ.РФ не ответили на запросы РБК.
ВЭБ — регулярный получатель господдержки. За 2016–2020 годы госкорпорация получила 866 млрд руб., что, к примеру, в два раза больше, чем объем поддержки госбанков за тот же период (426 млрд руб.), оценивали эксперты агентства «Национальные кредитные рейтинги». Значительную часть этой суммы ВЭБ получил в виде капитала в пандемийном 2020 году (402 млрд руб.). 350 млрд руб. госкорпорация получила благодаря конвертации депозита ЦБ на такую же сумму в капитал в рамках сделки по продаже Банком России контрольного пакета Сбербанка правительству. В год пандемии ВЭБ, помимо своей традиционной деятельности, также обеспечивал исполнение мер по поддержке предпринимателей, общий объем поручительств ВЭБа по льготным кредитам бизнесу превысил 500 млрд руб.
Зачем ВЭБу новые государственные вливания
В прошлом ВЭБ нес существенные убытки (в 2017 году убыток составил 287,7 млрд руб.) из-за необходимости создавать резервы по старым кредитам. «ВЭБ, начиная с зимы 2016 года, переживал настоящую реальную санацию. Санация была завершена в 2019 году. Сейчас ВЭБ в первоклассном состоянии», — говорил глава госкорпорации Игорь Шувалов, презентуя новую стратегию на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ).
Новая стратегия ВЭБа предполагает как финансирование стратегических проектов по инициативе правительства, для которых потребуется дополнительный капитал, так и выполнение нацпроектов и развитие городских территорий, рассказывал Шувалов.
Рейтинговое агентство Moody's, сохранившее в четверг, 17 июня, оценку кредитоспособности ВЭБа на текущем уровне Baa3 (соответствует рейтингу России), оценивает возможную поддержку ВЭБа субсидиями в 320 млрд руб. до 2026 года. Это будут квазикапитальные субсидии, которые повысят платежеспособность и ликвидность ВЭБ.РФ, улучшат кредитоспособность и будут направлены на финансирование крупномасштабных капитальных проектов в России, отмечается в обзоре Moody's. Пока у ВЭБа «слабое» качество активов, отмечает агентство. Проблемные долги ВЭБа на первый квартал 2021 года оцениваются в 36% от совокупного кредитного портфеля. Они покрыты резервами на 73%.
«Концепция работы ВЭБ.РФ такова, что госкорпорация в новых проектах больше не будет заниматься убыточной деятельностью. В тех случаях, когда проекты заведомо убыточны, являются дотационными или связаны с выполнением стратегических задач и нацпроектов, ВЭБ будет получать субсидию от государства», — сказала РБК старший кредитный эксперт Moody’s Ольга Ульянова. В принципе, модель институтов развития такова, что они в любом случае получат господдержку, потому что участвуют в тех проектах, которые не привлекают коммерческие банки, считает эксперт.
При этом с точки зрения мониторинга эффективности использования средств более рациональным вариантом может быть точечная поддержка, размер которой будет зависеть от параметров конкретных проектов, обращает внимание Ульянова. «Новые механизмы предоставления субсидий по проектам более эффективны с точки зрения контроля и подотчетности получателя средств», — заключает эксперт.
По словам директора группы рейтингов финансовых институтов АКРА Ирины Носовой, «целью выделения данных средств является увеличение кредитной активности госкорпорации, что соответствует озвученному на ПМЭФ-2021 плану финансирования ВЭБ.РФ проектов стоимостью 17 трлн руб. до 2024 года».