В кризис число мошеннических заявок на кредит выросло на 50%
В 2015 году количество сомнительных заявок на кредит выросло на 50%, с 244 тыс. штук к 2014 году до 362 тыс. в прошлом году, подсчитали аналитики Объединенного кредитного бюро. Рост мошеннических заявок произошел на фоне сокращения общего потока заявок на кредит, что говорит об активизации мошенников, отмечается в исследовании ОКБ.
Больше всего сомнительных заявок на кредит было подано в декабре 2015 года, когда более 50 тыс. заявлений имели признаки потенциального мошенничества. В декабре 2014-го число таких заявок не превышало 27 тыс. Как отмечает глава ОКБ Даниэль Зеленский, основная часть роста сомнительных заявок пришлась не на организованные группы мошенников, а на одиночных заемщиков, которые ранее не воспринимались банками в качестве «плохих» клиентов.
Из-за падения реальных доходов и потери работы граждане начинают испытывать острую потребность в заемных средствах. Но, не имея возможности получить кредит в условиях ужесточения требований банков к клиентам, заемщики идут на незначительные, с их точки зрения, махинации о своем социальном статусе или уровне дохода, отмечает Зеленский. Поскольку самостоятельно сделать это довольно сложно, они обращаются за помощью к третьим лицам, которые помогают оформлять фиктивные справки. Число таких заемщиков выросло в 2,5 раза в 2015 году.
Банкам довольно сложно противодействовать этой категории заемщиков, так как ранее они вполне могли быть законопослушными, обладать неплохой кредитной историей, подчеркивает Зеленский.
Одной из примет любого кризиса является заметный рост активности различных мошенников, соглашается директор по банковским рейтингам агентства «Рус-Рейтинг» Лариса Макаренко. «Даже официальная статистика это подтверждает: по данным Росстата, за 2015 год количество зафиксированных случаев мошенничества в стране выросло на 25%», — приводит данные аналитик.
Фиктивные данные, указанные в кредитных заявках, действительно стали серьезной проблемной для банков, работающих с кредитными брокерами, говорит руководитель центра розничных рисков Бинбанка Ярослав Полищук. «Люди теряют работу и все чаще обращаются к кредитным брокерам. Из-за этого банкам приходится ужесточать систему проверок заявок, больше времени тратить на процедуру проверки», — говорит Полищук.