Дума ограничила «впаривание» сложных инвестиционных продуктов
Госдума приняла в третьем (финальном) чтении законопроект о запрете продаж сложных финансовых инструментов неквалифицированным инвесторам на срок до 1 октября 2021 года, следует из карточки документа на портале Госдумы.
В первую очередь речь идет о запрете структурных и сложных продуктов; они будут в принципе недоступны для неквалифицированных инвесторов. Так, среди запрещенных для «неквалов» инструментов, например, будут вечные облигации иностранных эмитентов, зарубежные суборды, структурные облигации иностранных эмитентов, внебиржевые производные финансовые инструменты. Но из правила будет исключение. Как следует из текста закона, до 1 апреля 2022 года и после прохождения тестирования инвесторам будут доступны облигации, выплата дохода по которым зависит от изменения цен на нефть, золото, одну конкретную акцию или динамику курса валюты.
Вместе с тем с 1 октября 2021 года брокеры и банки смогут начать тестирование клиентов на знание рисков, по итогам прохождения которого инвесторы получат возможность приобретать некоторые сложные продукты (предполагается, что тестирование будет необходимо в том числе для опционов, маржинальной торговли, инвестиционных паев ЗПИФов, ряда сделок РЕПО). Стандарты тестирования разрабатываются финансовыми ассоциациями НАУФОР и НФА и пока не утверждены ЦБ. В тестах может быть от семи до 11 вопросов.
До начала тестирования российским инвесторам будут доступны относительно простые инструменты: акции российских и иностранных эмитентов, облигации с ипотечным покрытием, другие надежные российские и иностранные бонды, а также фьючерсы, паи открытых, биржевых, закрытых ПИФов (паевых инвестиционных фондов).
Сама концепция тестирования на знание рисков перед покупкой сложных финансовых продуктов появляется в российском законодательстве впервые, равно как и понятие неквалифицированного инвестора (по умолчанию это все инвесторы, не имеющие статуса квалифицированного инвестора). Первоначально тестирование должно было быть введено 1 апреля 2022 года, но в конце 2020 года Центральный банк обратил внимание на то, что финансовые организации начали продавать населению «мутные» структурные продукты. Основная претензия регулятора заключалась в том, что граждане перекладывают в такие инструменты вклады, ожидая повышенной доходности и защиты капитала. ЦБ также указывал на случаи мисселинга, выявляемые в ходе контрольных закупок при продаже таких инструментов.
Уже в декабре 2020 года председатель ЦБ Эльвира Набиуллина рекомендовала банкам и брокерам остановить продажу сложных структурных продуктов. «Сейчас мы видим, как финансовые организации стараются использовать тот срок, который был дан на адаптацию, чтобы, извините за выражение, «впарить» людям продукты, которые не подходят для неквалифицированных инвесторов», — говорила глава Банка России, выступая в Совете Федерации. Затем ЦБ разработал соответствующий законопроект, который после обсуждения с рынком и был принят Госдумой.
Что еще меняет закон
Вместе с запретом ряда инструментов ЦБ получает и новые функции. Банк России сможет ограничивать операции банков по продаже финансовых инструментов населению, если при заключении сделок неоднократно в течение года фиксировались случаи мисселинга или же запрещенные инструменты продавались «неквалам». Если же ситуация с продажей запрещенных инвестпродуктов создает «существенную угрозу правам и интересам физлиц», Банк России сможет обязать кредитную организацию выкупить такие инструменты у клиентов. Такие же правила распространяются и на некредитные организации — брокеров.
Участники рынка, в свою очередь, получат новые обязанности. Так, все финансовые игроки — банки, брокеры, микрофинансисты и другие — будут обязаны правильно информировать своих клиентов при продаже им финансовых продуктов. Например, при продаже ценных бумаг, производных финансовых инструментов, заключении договоров страхования при оформлении кредита банки должны будут предоставить достоверную информацию о договоре, его условиях и рисках. Раньше такого требования на законодательном уровне не было. Конкретные положения раскрытия пока не установлены, их будет формулировать Банк России.