«Яндекс» назвал сроки появления своей «условно» кредитной карты
«Реалистичный срок, через который условно мы сможем выдать первые кредиты, карточки, — это порядка 12 месяцев», — рассказал в интервью РБК Тигран Худавердян, управляющий директор группы компаний «Яндекса».
В сфере финансовых услуг «Яндекс» был с 2002 года, тогда он запустил проект «Яндекс.Деньги». В июле 2013-го совладельцем платежного сервиса стал Сбербанк, после чего в СП ИT-компании принадлежало 25% плюс 1 рубль. Но летом 2020-го стороны объявили о разделе активов и сервис был выкуплен банком. Спустя несколько месяцев, в сентябре, стало известно о переговорах «Яндекса» с TCS Group (головная структура Тинькофф Банка): сделка могла стать крупнейшей на российском финансовом рынке за последнее время и привести к созданию интернет-гиганта с капитализацией $30 млрд. Но менее чем через месяц стороны «приняли обоюдное решение закончить переговоры».
«Но никакой катастрофы в том, что не получилась сделка, нет, — отмечает Худавердян. — Мы будем продолжать. Мы будем сами заниматься финтехом, будем сами его развивать».
По словам топ-менеджера, компания сейчас выбирает между разными стратегиями развития финансового направления: «Будем ли мы это делать в партнерстве, будет ли это неорганический рост с помощью, возможно, покупки или объединения с другими игроками или, может быть, все начнем с нуля. Я думаю, что буквально в ближайшие месяцы или даже недели у нас будет понимание этой стратегии и мы будем продвигаться в этом направлении».
Под разработкой стратегии он подразумевает, что «существенное количество людей в «Яндексе» активно думает в этом направлении, идут обсуждения». Проектную работу компания рассчитывает начать «в ближайшие недели-месяцы, перейти от слов к делу».
«На сегодняшний момент нам очевидно, что нам нужно иметь банковскую лицензию», — объясняет Худавердян. О каких первых продуктах может идти речь, он пока не говорит.
В августе «Яндекс» подал заявки на регистрацию нескольких десятков брендов финансовой тематики: «ЯБанк», «ЯТрейд», «ЯВалюта» и т.д. «В бизнесе регистрация торговых марок отчасти является защитной стратегией от захвата. Я бы не искал здесь каких-то подтекстов. Наши амбиции сильно зависят от того, по какому пути мы пойдем. Решим ли все разрабатывать с нуля или это будет какое-то партнерство. О каких-то конкретных продуктах говорить пока рано. Пока мы не сформулировали мысли так, чтобы о них можно было членораздельно рассказать», — отмечает собеседник РБК.
Несмотря на интерес к финансовому рынку, использовать «Яндекс.Деньги» как основу финтех-направления (то есть в рамках раздела активов со Сбербанком оставить его за ИT-компанией) «Яндекс» не стал. «Яндекс.Деньги» с 2013 года уже, по сути, было предприятием Сбербанка и развивалось все эти годы по какому-то своему пути. Мы приняли решение, что бизнес «Яндекс.Деньги» не подходит нам для наших будущих финтех-стратегий, поэтому приняли такое решение (продать его Сбербанку. — РБК)», — поясняет Худавердян.
Финансовый сервис вне зависимости от выбранной модели будет точно онлайн, подчеркивает топ-менеджер: «Будут ли отделения банка? В это направление мы совсем не смотрим. Это точно будет полноценный онлайн-сервис для массового пользователя, насколько это позволяет регулирование».