В ЦБ предложили создать «конвейер» для поддержки компаний перед IPO
Первый зампред ЦБ Сергей Швецов предложил создать «конвейер поддержки IPO», чтобы компании могли расти и привлекать капитал на фондовом рынке. Пока в этом направлении, по его оценке, «не все так радужно». Об этом Швецов сказал во время выступления на сессии ЦБ и Минфина по работе над стратегией развития финансового рынка до 2030 года.
«Защита инвесторов, к сожалению, не стала приоритетом государства [в отношении] как публичных компаний, так и растущих компаний. Поэтому на графике [объемов IPO по странам] Россия еле видна», — сказал Швецов. Он признал, что рынок капитала не стал источником привлечения средств для российских компаний и, «хотя последние IPO были достаточно успешны», они проводились ИT-компаниями, «которые реализуют новые бизнес-модели с помощью ИT-технологий».
«Нам нужно об этом серьезно задуматься. Если мы не создадим конвейер поддержки растущих и перспективных компаний с последующим их выходом на IPO, то только на долговом финансировании будет достаточно сложно растить нашу экономику», — заметил зампред ЦБ. По его словам, инвестиции в капитал могут стать источником средств на модернизацию экономики и на CAPEX (капитальные затраты компаний). «Это [должно быть] создание среды, где компании смогут расти и привлекать капитал на фондовом рынке», — заключил Швецов.
После введения санкций за присоединение Крыма российские компании практически перестали выходить на рынок IPO. В 2020 году ситуация улучшилась: прошли 22 сделки по выпуску акций и других ценных бумаг на $7,7 млрд (рост на 131% к 2019 году), однако $4,5 млрд от этой суммы составили SPO (повторные размещения). В 2020 и 2021 годах на IPO вышли Ozon (на бирже NASDAQ), «Совкомфлот» и девелопер «Самолет» (на Московской бирже), ретейлер Fix Price (в Лондоне и Москве). На 2021 год у аналитиков более позитивные прогнозы: инвестбанк UBS ожидает размещения на $10 млрд. О планируемом размещении уже объявил, например, золотодобытчик GV Gold.
Российские компании заинтересовались IPO на фоне притока на рынок розничных инвесторов (брокерские счета открыли 10 млн россиян) и бума размещения в США. В 2020 году в США компании привлекли рекордные за все время $167 млрд, писала The Wall Street Journal. Практически половину этого роста обеспечили размещения SPAC (Special Purpose Acquisition Company — компании, привлекающие инвестиции для будущих сделок по слиянию и поглощению).
Российские власти уже задумались о создании законодательства для работы SPAC в России. Предложение разрешить SPAC-компаниям привлекать средства, размещение акций или токенов содержалось в «дорожной карте» по формированию и развитию механизмов инвестиционного развития, которая разрабатывалась в правительстве, писал РБК.