Путин объяснил угрозу дефолта Украины низким профессионализмом властей
Фактическое объявление украинских властей о предстоящем дефолте свидетельствует о невысоком уровне профессионализма и ответственности. Такую оценку действиям Верховной рады и правительства Украины дал сегодня на совещании с членами правительства России президент Владимир Путин.
«Странное какое-то заявление. Объявлять фактически о предстоящем дефолте — это, ну так, уровень ответственности, профессионализма, конечно, судя по всему, невысокий, несмотря на то, что страну поставили под внешнее управление», — отметил глава государства.
Ранее в среду министр финансов России Антон Силуанов оценил принятие Верховной радой закона, по которому правительство страны получило право не платить по долгам, как фактическое объявление о дефолте. В ходе заседания правительства глава Минфина пояснил, что сих пор Украина свои обязательства по обслуживанию госдолга перед Россией по облигациям на сумму в $3 млрд выполняла. Очередной платеж в размере $75 млн должен быть внесен 20 июня 2015 года.
«Нам нужно проанализировать последствия принятия данного закона, если увидим нарушения обязательств, которые Украина дала, мы обратимся за судебным механизмом защиты наших интересов с тем, чтобы они не пострадали», — заявил Силуанов.
В свою очередь, президент указал на необходимость прояснить намерения украинских властей и попросил главу Минфина провести «соответствующие консультации», а главу правительства Дмитрия Медведева — взять ситуацию под свой контроль. Путин заявил, что, согласно условиям сделки по покупке украинских облигаций, Россия давно имеет право потребовать досрочного погашения долга, однако до сих пор этим правом не пользовалась. В том числе по просьбе самих «украинских партнеров», чтобы не усугублять и без того сложную экономическую ситуацию на Украине.
В свою очередь, Медведев выразил озабоченность судьбой кредитов, предоставленных украинскими заемщикам российскими банками. Общий объем этих кредитов премьер-министр оценил примерно в $25 млрд. «Для нас небезразлична не только судьба суверенного долга, но и судьба коммерческой задолженности. Это порядка $25 млрд, при этом значительная часть задолженности представлена Украине со стороны наших коммерческих банков, где основным акционером является государство, поэтому мы в любом случае должны следить за тем, что там происходит. Даже в тех случаях, когда это не банки с государственным участием, это крупнейшие опорные российские банки», — отметил Медведев.
Накануне Верховная рада в ускоренном порядке приняла разработанный правительством закон, в соответствии с которым кабинету министров разрешается приостанавливать платежи по всем или отдельным государственным внешним долгам и гарантированным государством займам (кроме двух государственных банков и железнодорожного оператора «Укрзализныца»).
Министерство финансов Украины приветствовало принятие закона, пояснив, что он поможет «защитить интересы украинского народа, а в случае недобросовестных действий кредиторов в отношении Украины защитить активы государства и государственного сектора».
В свою очередь, глава правительства Арсений Яценюк пояснил, что мораторий на выплаты по долгам кабинет министров может объявить в том случае, если не удастся договориться с кредиторами. Премьер-министр призвал кредиторов прислушаться к предложениям о реструктуризации долгов на условиях Украины и помочь украинскому государству «не словом, а долларом, а точнее, миллиардами долларов». «Мы хотим заплатить, но мы хотим заплатить на тех условиях, на которых предлагает украинское правительство и украинское государство», — сказал Яценюк.
В апреле 2014 года международное рейтинговое агентство Standart & Poors (S&P) заявило, что дефолт Украины «практически неизбежен».