ЦБ выявил новый способ манипуляции ценными бумагами
Как говорится в сообщении ЦБ, в ходе мониторинга фондового рынка регулятор выявил сделки по передаче активов по схеме, получившей название switch. При такой сделке один участник рынка продает актив другому через биржу, но по той цене, по которой договорились. Со стороны такая сделка (или серия сделок) выглядит как рыночная, но по сути таковой не является.
Как отмечает регулятор, для проведения таких операций участники рынка обычно используют режим адресных торгов — когда сделка проходит вне рынка и не учитывается в изменении котировок. При заключении сделки switch режим адресных торгов не используется, сделка заключается якобы на открытом рынке и, таким образом, учитывается при расчете котировок.
В ЦБ обращают внимание, что совершение сделок switch на организованных торгах может рассматриваться как манипулирование рынком, поскольку, как считает регулятор, «схема может быть использована в том числе с целью сокрытия конфликта интересов в обход закона, при злоупотреблении правом, мошенничестве». Регулятор также отмечает, что будет более внимательно контролировать подобные сделки, которые участники совершают не в адресном режиме. «Лицам, оказывающим посреднические услуги в заключении сделок по схеме switch, необходимо оценивать риски, вытекающие из участия в них. Банк России предлагает участникам рынка ответственно относиться к возможным последствиям своих действий», — говорится в пресс-релизе ЦБ.
Как пояснил директор департамента активных операций «Велес Капитала» Евгений Шиленков, на практике многие участники действительно часто проводят сделки switch в режиме организованных торгов, поскольку это намного удобнее. «Например, если участнику необходимо перебросить бумагу со счета на счет или продать подешевевшие облигации по цене, которая не потребует отражать убытки. В этом случае он может через брокера передать бумагу по нужной ему стоимости, и сделка по формальным признакам будет рыночной, поскольку проходила в безадресном режиме», — пояснил он.
По словам Шиленкова, это может быть интересно УК или НПФ, у которых много законодательных ограничений. «Есть риск, что если вы купите бумагу по цене, отличающейся от рынка, то потом вам придется объяснять регулятору экономическую суть сделки, а также определенные налоговые последствия по доплатам по налогу на прибыль», — рассуждает эксперт.
В начале марта регулятор внес в Госдуму законопроект, который обязывает фонды размещать средства исключительно в интересах своих клиентов. Если фонд получил убыток по операциям со средствами клиентов, то должен возместить его за счет собственных средств. Также фонд будет обязан компенсировать недополученную прибыль.
«Недобросовестным поведением будут являться, например, вложения фонда в высокорискованные облигации под низкую доходность, покупка акций по завышенным ценам, размещение депозитов по заниженным ставкам», — пояснили РБК в пресс-службе Банка России. В ЦБ также уточнили, что вложения фонда в какие-либо инструменты при наличии на рынке альтернативы, обеспечивающей меньший риск при сопоставимом уровне доходности или большую доходность при сопоставимом риске, также могут квалифицироваться как «недобросовестное поведение».
«Видимо регулятор считает, что подобные сделки, если, например, они проводятся по цене, отличающейся от рыночной, могут ввести в заблуждение участников и повлиять на котировки», — предполагает Шиленков. Он отмечает, что такие «нерыночные» сделки участники часто видят и обычно не реагируют на них, понимая, что за ними может скрываться какой-то частный интерес.
Топ-менеджер крупной брокерской компании говорит, что сделки switch часто проводятся через брокера участниками, у которых ограничены лимиты друг на друга. «Например, если небольшой банк хочет купить портфель бумаг, но из-за риск-менеджмента не может сделать сделку с тем или иным участником, то прибегают к услугам брокера, который получает за это небольшую комиссию», — рассказал он. По словам финансиста, такие сделки обычно проходят в переговорном (адресном) режиме. «Думаю, что регулятор заинтересовался, почему некоторые договорные сделки кто-то пытается выдать за рыночные», — говорит он.