В Думе предложили лишать свободы за незаконный оборот криптоактивов
Депутаты Госдумы разработали законопроекты, которые вводят административную и уголовную ответственность за нарушение использования цифровых финансовых активов, цифровой валюты и цифровых прав. Два документа (о внесении изменений в Кодекс об административных правонарушениях и в Уголовный кодекс) опубликованы в финансовом Telegram-канале «ОрдерКом», их подлинность РБК подтвердили два источника, знакомых с ходом обсуждения проекта. Документы направлены в Минэкономразвития. Глава думского комитета по финрынку Анатолий Аксаков подтвердил факт отправки, но подчеркнул, что это еще не согласованная версия. Минэкономразвития не ответило на запрос РБК.
В России криптосферу должны регулировать три основных закона, два из них — поправки в Гражданский кодекс и закон об альтернативных способах привлечения инвестиций (краудфандинге) — приняты в прошлом году. Еще один законопроект о цифровых финансовых активах, который разрабатывается с 2017 года и должен задать правила для финансового обращения криптоактивов, Дума одобрила в первом чтении в мае 2018-го. С тех пор он готовится ко второму чтению. Кроме того, к концу 2021 года МВД совместно с другими ведомствами должно разработать механизм ареста криптовалют и других виртуальных активов.
Новые разработанные законопроекты определяют ответственность за нарушения в криптосфере, внося изменения в КоАП, УК и ст. 51 Уголовно-процессуального кодекса.
Административная ответственность включает
- Штраф от 50 тыс. до 500 тыс. руб. для физических лиц за организацию незаконного оборота цифровых финансовых активов (ЦФА) и цифровых валют, совершение с ними сделок, в том числе с иностранными ЦФА и цифровыми правами (включают ЦФА и иные права), либо за оказание услуг по выпуску цифровых прав и цифровой валюты с использованием сайтов, зарегистрированных в России, или технических средств, размещенных на территории страны.
- За те же нарушения должностным лицам грозит штраф от 100 тыс. до 1 млн руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года; юридическим лицам — штраф от 200 тыс. до 2 млн руб.
- За нарушение правил совершения сделок с ЦФА, цифровыми валютами и правами, если те используются как плата за товар, оказанные работы или услуги, грозит конфискация активов, а также штраф — от 20 тыс. до 200 тыс. руб. для физических лиц, от 50 тыс. до 400 тыс. руб. для должностных лиц и от 100 тыс. до 1 млн руб. для юрлиц.
- Такие же штрафы грозят за выпуск цифровых прав с задействованием российских сайтов и/или пользовательского оборудования, размещенного на территории России, а также если эта инфраструктура используется для передачи цифровой валюты третьим лицам.
Уголовная ответственность
- К уголовным нарушениям предлагается отнести те же деяния, что и к административным, если они нанесли крупный или особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо привели к извлечению крупного или особо крупного дохода. Добавляется и наказание за покупку цифровой валюты на территории России за наличный расчет или путем перечисления денежных средств на счета, открытые в российских банках.
- Нарушителю грозит штраф от 500 тыс. до 1 млн руб. или в размере его дохода от года до двух лет либо лишение свободы до четырех лет со штрафом до 500 тыс. руб. или в размере дохода до одного года.
- За особо крупный ущерб или извлечение особо крупного дохода предлагается наказывать принудительными работами до пяти лет либо лишением свободы до семи лет со штрафом в размере до 1 млн руб. или в размере дохода осужденного за период до пяти лет.
Терминология нового законодательства
Цифровые финансовые активы — это цифровые аналоги долговых расписок, облигаций и прав участия в капитале, то есть токены, хотя само понятие токена в законопроекте не фигурирует.
Цифровые валюты — «совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), используемых в информационных системах и предлагаемых в качестве средства платежа», которые не являются официальной денежной единицей России, иностранного государства или международной денежной или расчетной единицей. Их выпуск и использование запрещены в информационных системах, используемых для выпуска ЦФА. Ранее эксперты разошлись во мнениях, что может скрываться за этими формулировками.
Инициировать выпуск токенов в рамках российского права смогут индивидуальные предприниматели и юридические лица, в том числе иностранные компании, внутри определенной информационной системы. Операторами таких информационных систем могут стать только работающие по российскому праву юридические лица, в том числе банки и депозитарии, включенные в специальный реестр, который будет вести ЦБ.
Понятие «цифровые права» закреплено в Гражданском кодексе в марте 2019 года. Принятые поправки приравнивают сделки в электронном виде к сделкам в письменной форме, а также позволяют проводить все виды собраний и голосований удаленно с помощью электронных средств.
Последствия для криптобизнеса
В новый пакет документов вошли также отдельный законопроект о цифровых валютах и подготовленный ко второму чтению законопроект о ЦФА. Предыдущая версия последнего (с ней также ознакомился РБК) впервые в российском законодательстве включала понятие «цифровые валюты». Теперь для таких валют написан отдельный законопроект, который запрещает их выпуск и оборот, а также признает имуществом (через внесение изменения в целый ряд федеральных законов). Обладателями цифровой валюты могут выступать физические лица, индивидуальные предприниматели или компании при условии ее декларирования в налоговом органе.
Поправки в КоАП и УК РФ фактически запрещают на территории России проведение ICO (привлечение инвестиций в проект в обмен на токены, которые потом инвесторы могут обменять на криптовалюту), отмечает член экспертного совета Госдумы, учредитель АНО «ПравоРоботов» Никита Куликов. «В законопроектах особо указано, что это касается ситуаций с использованием объектов российской инфраструктуры. Получается, что ситуаций, когда не используется российская инфраструктура, эти положения не касаются. А учитывая глобальность вопросов цифровизации, еще не принятые положения уже выглядят неэффективными и устаревшими», — говорит он.
Санкции за куплю-продажу ЦФА физлицами, а также уголовная ответственность за получение денежных средств на счета российских банков за продажу цифровых валют загоняют такого рода правоотношения в серую зону, поскольку подобные операции можно провести и без участия российских банков, продолжает Куликов.
Пакет законопроектов содержит полный запрет криптовалюты в стране, включая майнинг и последующий оборот, а поправки в КоАП и УК предполагают незаконность не только обращения, но и даже владения российскими физическими и юридическими лицами токенами, выпущенными в иностранных юрисдикциях, говорит президент Российской ассоциации криптоэкономики и блокчейна (РАКИБ) Юрий Припачкин. Он считает, что предлагаемые нормы не отвечают сложившимся экономическим отношениям и не позволят российскому бизнесу полноценно использовать потенциал новых финансовых инструментов. Это может повлечь за собой переезд компаний криптовалютной индустрии из России в более передовые в данной сфере страны, в том числе в СНГ — Белоруссию, Казахстан, Узбекистан, а также на Украину. «Фактически предлагается возвести своими руками новый железный занавес в цифровой экономике», — негодует Припачкин.