«Тинькофф» выяснил, на что клиенты тратили деньги после введения санкций
Жители России в конце февраля — начале марта тратились на покупку электроники, одежды, косметики и товаров для животных, причем для большинства категорий характерен рост величины среднего чека, а не количества покупок. Об этом говорится в аналитическом обзоре, подготовленном Tinkoff Datа (есть у РБК).
Эксперты банка проанализировали транзакции более 20 млн своих клиентов в период с 24 февраля по 11 марта. Количество операций по покупке одежды, техники и товаров для дома в этот период росло по сравнению с началом февраля. Однако если сравнить данные о покупках с аналогичным периодом прошлого года, то показатели остались неизменными или снизились.
В то же время выросла средняя сумма одной операции: на это влияет не только количество товаров в чеке, но и повышение цен, поясняют эксперты. Так, по данным Росстата, рост индекса потребительских цен в период с 26 февраля по 11 марта превышал 2% в неделю.
- Траты на бытовую технику и электронику: количество покупок в этой категории выросло по сравнению с началом февраля на 22%, а средний чек — в два раза. По сравнению с концом февраля — началом марта прошлого года количество покупок не изменилось, а вот средний чек вырос на 86%.
- Траты на косметику: количество покупок в данной категории выросло на 46% по сравнению с первой половиной месяца, это традиционный рост расходов в категории перед Международным женским днем. Средний чек увеличился на 40% по сравнению с началом февраля. По сравнению с концом февраля — началом марта прошлого года число покупок снизилось на 3%, а средний чек вырос на 20%.
- Траты на одежду: количество транзакций в этой категории выросло на 6% по сравнению с началом февраля, а средний чек — на 12%. С 28 февраля по 6 марта россияне совершили на 53% меньше покупок одежды, чем в аналогичный период прошлого года, при росте среднего чека на 44%. Таким образом, ажиотажный спрос на фоне новостей о закрытии зарубежных сетей в начале марта глобально не повлиял на потребительскую активность в этой категории, считают аналитики Tinkoff Data.
- Траты на зоотовары: количество покупок в этой категории по сравнению с началом февраля выросло на 11%, а средний чек — на 60%. При этом 3 марта наблюдался всплеск потребительской активности в категории товаров для животных: в 2,5 раза выросли траты по сравнению с той же датой в прошлом году.
- Траты на товары для дома: в категориях «дом» и «ремонт» они снизились по сравнению с прошлым годом на 8%, средний чек при этом вырос на 87%. В отдельные пиковые дни, 28 февраля и 2 марта, траты в этой категории выросли в два раза по сравнению с расходами в те же прошлогодние дни.
- Траты на авиа- и железнодорожные билеты: по сравнению с прошлым годом россияне покупали авиабилеты на 21% реже, при этом сумма трат выросла на 33%. Кроме того, в сравнении с началом месяца выросли траты на железнодорожные билеты (на 7% к количеству транзакций и на 22% к среднему чеку). В текущем году на 50% чаще, чем в прошлом, покупали готовые туры (плюс 37% к среднему чеку). Это связано с закрытием части авианаправлений, а также с ростом цен и спроса на доступные россиянам маршруты для перелетов.
Россия 24 февраля начала военную спецоперацию на Украине. Президент России Владимир Путин говорил, что это решение о ее начале было тяжелым и вынужденным. По его словам, Россия пошла на этот шаг ради «денацификации» и «демилитаризации» Украины, а также чтобы защитить жителей Донбасса от «геноцида киевского режима».
Западные страны после начала спецоперации начали вводить против России санкции, в том числе заморозили активы Центробанка, отключили от SWIFT ряд российских банков и ввели различные секторальные ограничения.
По данным Росстата, за две недели с начала введения новой волны западных санкций рост цен в России превысил 4%: с 5 по 11 марта они поднялись на 2,1%, неделей ранее — на 2,2%. По оценкам Минэкономразвития, годовая инфляция по состоянию на 11 марта достигла 12,5% годовых. Больше всего на нее влияет изменение цен на непродовольственные товары (плюс 4,52% за первую неделю с начала санкций и плюс 3,16% за вторую), указывало ведомство. При этом сильнее всего подорожали импортируемые товары, в том числе бытовая техника.
На рост цен, по оценкам экспертов Минэкономразвития, влияет фактор ослабления рубля после введения санкций странами G7 и Евросоюза против резервов ЦБ, ограничений, затронувших цепочки доставки импортных товаров, и приостановки деятельности многими зарубежными компаниями, а также повышенный спрос на ряд продовольственных и непродовольственных товаров.