Греф не увидел повода для «радикального» повышения ключевой ставки
Поводов для резкого повышения ключевой ставки нет, считает президент — председатель правления Сбербанка Герман Греф.
«ЦБ поднял ставку на 0,25 процентного пункта, это их выбор. Сказать, что это необоснованно, было бы абсолютно несправедливо. Основания для этого есть. Нужно ли сейчас радикально повышать ставку дальше? Я считаю, что пока нет, но окончательное решение за ЦБ», — сказал Греф в интервью РБК.
В марте Центральный банк повысил ключевую ставку на 0,25 п.п., до 4,5%, ужесточив денежно-кредитную политику впервые с 2018 года. На фоне пандемии коронавируса регулятор не повышал ее, продолжая курс на смягчение кредитных условий, — в общей сложности в прошлом году он снизил ставку с 6,25 до 4,25%. Но теперь ЦБ взял курс на нормализацию политики: председатель Банка России Эльвира Набиуллина говорила, что надо начинать возвращаться к нейтральной ДКП «уже сейчас» (ЦБ оценивает нейтральный диапазон ключевой ставки на уровне 5–6%).
«Всегда у этой медали есть оборотная сторона. С точки зрения восстановления экономики эта мера (повышение ставки. — РБК) несет негативный эффект. Но с точки зрения борьбы с инфляцией это действенный инструмент. [...] Есть временные факторы, которые спровоцировали инфляцию, они будут исчерпаны в течение первого полугодия. Но есть и факторы, которые имеют более долгосрочный характер», — отметил Греф, комментируя мартовское решение ЦБ.
Смена курса Банка России происходит на фоне ускорения инфляции: по итогам марта она достигла 5,8% в годовом выражении при таргете ЦБ в 4%. Аналитики ждут от ЦБ нового повышения ставки на заседании в пятницу, 23 апреля. Но прогнозы неоднозначные: хотя большинство ожидает, что ЦБ выберет минимальный шаг для повышения (0,25 п.п.), значительная часть экономистов готовится к росту сразу на 0,5 п.п.
Временные проинфляционные факторы в основном будут исчерпаны до конца июня, считает Греф. «Да, есть восстановительный спрос населения, отложенный. Есть накопленные средства на счетах, в первую очередь, те средства, которые выплачивались в качестве пособий, и речь идет в первую очередь про людей с невысоким доходом. У них в период пандемии появилась абсолютно рациональная модель поведения — они накопили средства. Вопрос, каким темпом и на что они их будут тратить сейчас? Мы видим быстрое восстановление спроса, что является проинфляционным фактором. Но этот фактор скорее носит временный характер», — отметил глава Сбербанка.
Греф также объяснил, почему Сбербанк не стал менять ставки по вкладам после мартовского решения ЦБ. «Мы проанализировали ситуацию на рынке — пока повышение не столь значимое. Мы можем еще посмотреть и подождать, как будет складываться дальнейшая ситуация. Если произойдет следующий этап повышения, наверное, нам придется отреагировать», — сказал он.