Греф заявил о планах вывести Сбербанк с рынков нескольких стран Европы
Весь международный бизнес Сбербанка можно разделить на две части, отнеся к первой те направления, которые «динамично развиваются», а ко второй — из которых Сбербанк планирует выйти, заявил в интервью «России 24» президент и глава правления банка Герман Греф.
Ко второй группе Греф отнес прежде всего Украину, где Сбербанк планирует продажу обеих своих «дочек» (VS Bank и «Сбербанк Украина»). В перспективе же Сбербанк планирует сократить и свое присутствие в Европе.
«Мы сейчас оптимизируем нашу деятельность в Европе, из ряда стран мы будем выходить, будем оптимизировать наш центральный офис в Европе», — сказал Греф.
Говоря о причинах ухода, Греф сказал, что после введения ЕС направленных против России санкций работать в Европе стало «чрезвычайно тяжело».
«Нас, хоть и мы небольшой банк в Европе, отнесли к системно значимым банкам, под прямой контроль и надзор Европейского центрального банка. Это, конечно, очень серьезно осложняет жизнь для маленького банка. Нести все издержки, связанные с надзором со стороны ЕЦБ, — это непростая задача», — пояснил глава Сбербанка.
Представляя осенью 2015 года в Лондоне обновленную стратегию развития Сбербанка до 2018 года, Греф говорил, что банк намерен оптимизировать свой зарубежный бизнес, переориентируясь на цифровую модель банкинга.
«Сейчас все наши усилия в Европе будут сконцентрированы на цифровом банкинге, уменьшении количества филиалов и, возможно, уходе с каких-то территорий», — сказал Греф.
В конце июля 2016 года Сбербанк продал свою «дочку» в Словакии Sberbank Slovensko, объяснив выход из актива решением сосредоточить бизнес-активность на основных рынках.
К числу перспективных для банка рынков Греф отнес Белоруссию, Казахстан и другие страны СНГ. Однако наибольшие надежды он связывает с развитием бизнеса в Турции, где принадлежащий Сбербанку DenizBank «за пять лет вырос в четыре раза».
«Это небывалый рост, и сегодня это один из крупнейших турецких банков. Банк показывает очень хорошие результаты, он каждый год приносит нам не меньше полумиллиарда долларов чистой прибыли. Такая же ситуация и в этом году. За первое полугодие банк заработал порядка $260 млн чистой прибыли, это на 30% лучше, чем в прошлом году. Могу сказать, что это наша самая удачная инвестиция за рубеж, и ситуация в Турции развивается для нас очень позитивно», — пояснил Греф.
По словам главы Сбербанка, в настоящее время DenizBank готовится к началу приема карт системы «Мир», который может стартовать уже в следующем году. Одновременно отрабатывается возможность проведения безкомиссионной конвертации турецких лир в рубли.
В Азии Греф особых перспектив для Сбербанка пока не видит. По его словам, на индийском рынке для активизации работы (Сбербанк присутствует на рынке в виде филиала) пока нет «коммерческой целесообразности», а в Китае развитию мешает политика местного ЦБ.
«В Китае сложная позиция регулятора в части допуска на рынок финансовых услуг иностранных организаций. Там декларируется либерализация, но пока мы ее не ощущаем. И пока режим не будет существенно либерализован, у нас планов по какому-то серьезному входу в Китай не будет», — пояснил Греф.
В настоящее время зарубежная сеть Сбербанка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в СНГ, странах Европы, Турции, Великобритании, США и других странах.
«На других рынках присутствия Сбербанка — странах СНГ (в Белоруссии, Казахстане), а также странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ) прогнозируются умеренные темпы роста банковских рынков, ситуация в Турции допускает риски дестабилизации», — отмечалось в отчете Сбербанка за второй квартал 2017 года.
В Австрии у Сбербанка находится материнская структура для девяти европейских банков. Говоря об уходе с европейских рынков, Греф, скорее всего, имел в виду какой-то из этих банков, говорит аналитик Fitch Дмитрий Васильев. Более рискованная часть европейского бизнеса Сбербанка находится в Восточной Европе и на Балканах (Хорватия, Сербия, Босния и Герцеговина) — операционная среда там более циклична, чем в Западной Европе, поэтому качество активов и прибыльность там могут находиться под давлением, добавляет он. «Прибыльность группы Sberbank Europe остается слабой из-за низкой маржи (из-за в целом очень низкого уровня ставок в еврозоне) и высоких административных расходов», — заключает аналитик.