Российские банки увеличили запасы золота до нового исторического рекорда
В августе российские банки увеличили вложения в драгоценные металлы на 117,95 млрд руб., следует из статистики Банка России. На 1 сентября объем вложений сектора достиг 567,86 млрд руб. В пересчете на золото запасы банков обновили исторический рекорд: на отчетную дату они составили 121 т, что на 10,9% выше максимума, достигнутого в октябре 2019 года (109,1 т).
В августе кредитные организации увеличили запасы драгметаллов на 23,3 т в пересчете на золото, отмечает аналитик банка БКФ Максим Осадчий. По его оценкам, это самый заметный прирост на балансах банков за все время раскрытия статистики. В топ-5 по объему вложений в драгметаллы сейчас входят ВТБ, Сбербанк, «Открытие», Газпромбанк и Совкомбанк. Оборотную ведомость на 1 сентября пока опубликовал только Сбербанк, из его отчетности следует, что в августе он увеличил запасы золота на 16,9%, или 3,1 т, так что рост вложений всего сектора был обеспечен не Сбербанком, а другими игроками, резюмирует Осадчий.
Летом цена на золото резко пошла вверх: в конце июля стоимость фьючерсов преодолела отметку $1941,9 за тройскую унцию — такого не было с 2011 года. В начале августа цена на золото в некоторые торговые дни превышала $2 тыс. за унцию, но уже к середине месяца тренд изменился. Фьючерсы на золото с поставками в августе подешевели до $1871,6.
Как следует из статистики ЦБ, российские банки начали наращивать вложения в драгоценные металлы в мае, после полугода распродаж. Смену тактики эксперты объяснили в том числе ростом цен на золото на фоне опасений из-за второй волны пандемии.
Кредитные организации могут оперировать физическим золотом в интересах своих клиентов — золотодобытчиков и аффинажных заводов. Рост запасов металла в августе объясняется сезонным наращиванием золотодобычи в России, поясняет руководитель департамента по операциям с драгоценными металлами Совкомбанка Елена Магера. «Клиенты увеличивают отгрузки металла банкам. Соответственно, в хранилище может накапливаться больше металла», — соглашается вице-президент «Открытия» Алексей Зайцев.
По его словам, ценовой фактор мало повлиял на рост запасов золота. «Остатки в хранилище — это не вложения, как правило. Поэтому цена вряд ли в большинстве случаев является фактором, который приводит к росту остатков физического металла», — замечает Зайцев. Рост цен на золото тем не менее мог привести к увеличению продаж металла со стороны промышленников и производителей в пользу банков, допускает Магера.
Наращивание запасов золота на балансах также может объясняться остановкой операций ЦБ по покупке металла на внутреннем рынке, считает стратег Сбербанка по операциям на товарно-сырьевых рынках Михаил Шейбе. С 1 апреля российский регулятор не приобретает золото для пополнения резервов, хотя ранее это был один из каналов сбыта металла. Политика банков по наращиванию вложений в золото также может быть обусловлена ожиданиями роста цен на него в условиях «ультрамягкой монетарной политики со стороны центральных банков», поясняет Шейбе (она приводит к падению доходности активов в долларах и евро).