Банк России заявил о готовности повысить ключевую ставку
«Таким образом ЦБ пытается управлять инфляционными ожиданиями», – говорит главный экономист «Ренессанс Капитала» по России и СНГ Олег Кузьмин, замечая, что это распространенная практика на Западе, где управление самими ставками уже не дает результатов.
Таким образом Банк России, по мнению Кузьмина, может повлиять на инфляционные ожидания, попытаться не допустить их ухудшения. «Инфляция связана с продуктовым эмбарго, и словесными интервенциями вряд ли можно добиться ее снижения, но можно попробовать сделать так, чтобы ожидания не повышались». Кузьмин считает, что повышать ставку сейчас не имеет смысла, а вот говорить о ее повышении – имеет.
Если ЦБ действительно поднимет ставку, это не сильно скажется на курсе рубля, считает директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева.
«Когда в марте ЦБ поднимал ставку с 5,5 до 7%, это не остановило движение курса вниз. При этом повлиять на сдерживание инфляции эта мера способна», – сказала Цепляева РБК.
По ее словам, обычно Центральный банк не делает таких заявлений.
«Слова Швецова говорят о том, что внутри регулятора начата дискуссия о мерах, которые нужно предпринимать в сложившейся ситуации. Цены на нефть упали, рубль сильно обесценился, и ясно, что страну ждут инфляционные последствия. По нашему прогнозу, инфляция на конец года составит 9–9,1%».
По мнению Цепляевой, заявление Швецова – это словесная интервенция: «На спокойных рынках такие интервенции могут быть эффективны. Но на рынках, которые нервно реагируют, они обычно не действуют». В конце 2008 года подобные заявления ЦБ не были эффективными, сейчас ситуация также нервная, добавила она.
В марте этого года Банк России поднял ключевую ставку с 5,5 до 7,5%, а через некоторое время еще на 5 процентных пунктов, сегодня она составляет 8%. Это значение вызывает дискуссии между представителями различных министерств, в частности, вскоре после повышения ставки до 8% министр экономического развития Алексей Улюкаев призывал ЦБ советоваться по вопросам денежно-кредитной политики с другими органами власти.